Двигатели торговли и прогресса. Парижский триумф барановских ситцев (2 часть)

"Гуляй, Масленица!"
Зимние забавы light
Экскурсионное обслуживание
Добровольцы россии
сертификат качества
100 музейных шедевров
распоряжение
75 лет победе

100 лет вместе. Музей, события, люди

Двигатели торговли и прогресса. Парижский триумф барановских ситцев (2 часть)

  В 1875 г. Асаф Иванович Баранов открыл около деревни Соколово свою фабрику (впоследствии она стала градообразующим предприятием г.Струнино). При оборудовании он использовал совместные с братом наработки и ввел самые передовые достижения текстильного производства того времени. Поначалу Асаф скупал суровый холст у крестьян, красил и набивал орнамент на фабрике, поскольку красильно-набивной корпус был построен в первую очередь. Вслед за ним возвели ткацкий (1876-1877), а потом и прядильный (1881) и ткачи-кустари перешли работать в цеха. Пуск прядильно-ткацкой фабрики ускорил расширение и переоборудование красильно-набивной, для которой закупили машины, промывные и зрельные аппараты. В 1880 г. было образовано уже акционерное общество «Товарищество Соколовской мануфактуры Асафа Баранова».


  За сравнительно короткий срок оно превратилось в большое производство, не уступавшее карабановскому. Одной из первых в России Соколовская мануфактура заимела собственную электростанцию, газовый завод для производства кислот, завод по производству касторового масла и красителей, ремонтные и граверные мастерские. У фабрики были даже собственные кирпичные заводы и пилорамы.
  Асаф Иванович сразу же стал активно осваивать новые рынки в Центральной и Южной России, Москве, Средней Азии, Закавказье, Персии, устанавливал деловые контакты на Ирбитской и Нижегородской ярмарках. Ткани с ярлыками «Товарищество Соколовской мануфактуры Асафа Баранова» символизировали эталон качества и вкуса. В 1882 г. и 1896 г. Асаф получил дозволение ставить на продукции герб России, его ситцы награждались на международных выставках: в Антверпене (1886 г.), Париже (1889 г.), в Бухаре (1891 г.). А в 1883г. на Бостонской выставке за высокое качество фабрике был пожалован Орден Льва и Солнца персидского шаха. В 1890 году Губернский фабричный инспектор В.Ф.Свирский отмечал: «Фабрика Асафа Баранова, благодаря открытому на нее доступу, стала практической школой русских технологов». Сам Асаф Иванович за умелое руководство и заслуги в деле был удостоен звания мануфактур-советника и почетной степени инженер-технолога.


   Успешные предприниматели-промышленники буквально преобразили жизнь Александровского уезда и оказали огромное влияние на развитие Владимирской губернии. Их ходатайства и личные средства сыграли ключевую роль, когда решался вопрос о строительстве железной дороги из Москвы в Ярославль через Александров. Отдельная же ветка на Карабаново была проложена исключительно на средства Барановых. Многие поколения местных жителей сохранили память о широчайшей благотворительности и меценатстве братьев. Они не только жертвовали средства малоимущим, погорельцам и выдавали замуж бесприданниц. Барановы во всех поколениях были настоящими просветителями, потому что на свои средства открывали школы для детей фабричных рабочих и не только, курсы подготовки учителей, приюты, организовывали и попечительствовали гимназиям. Постепенно рабочих переселяли из деревянных бараков в новые каменные «казармы» (некоторые сохранились до настоящего времени), уровень и качество жизни ткачей постоянно улучшались. В фабричных поселках их стараниями появлялись больницы, аптеки, богадельня для увечных пенсионеров. А в начале XX века в Струнино был построен даже театр (!) и ставились самодеятельные спектакли. Щедро благотворительствовали промышленники на строительство храмов, уездные и губернские нужды. Не скупились оказывать покровительство и помощь изящным искусствам: Асаф Баранов помог И.В.Цветаеву, выделив 3 миллиона рублей на постройку теперь всемирно известного Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Были братья активными членами и софинансистами различных обществ, которые «продвигали» в отечественную ткацкую промышленность передовые технологии.
   Эпохальные политические события конца XIX-начала XX веков кардинально изменили Россию и всю ее жизнь. Знаменитые барановские мануфактуры трансформировались в крупнейшие в России текстильные производства и работали, сохраняя высокую качественную планку до конца двадцатого века. (Именно тогда, предвидя сложные годы и понимая ценность сохранения исторической памяти о династии промышленников-патриотов, заложенных ими традициях производства тканей, продолженных в советское время, директору А.С.Петрухно с сотрудниками музея ценой огромных усилий удалось собрать, сохранить и скомплектовать коллекцию «барановских ситцев», дав ей жизнь в ином экспозиционном формате). И сейчас, уже в наш век нанотехнологий, отрадно видеть, как возрождаются из «перестроечного забвения» и радуют красками современные реконструкции - «ализариновые» платки и ткани, напоминая о славе барановских ситцев, знаменитой династии промышленников и щедрых благотворителей.
* * *
  В фондовом собрании музея-заповедника "Александ¬ровская слобода" удивительная и теперь уже раритетная кол¬лекция "барановских ситцев" занимает особое место и дает полную картину особенностей расцветки и производства знаменитых тканей. Всем без исключения образцам присущи яркость со значительным использованием в основе красного цвета, ситцы поэтому называли "красноземельными". Параллельно существовал и другой термин - «ализариновые», по названию основы красного красителя. Кроме «фирменного» цвета ткани легко узнать по характерным орнаментам и рисункам. Исторически так сложилось, что в них много «турецких» и «кашмирских» мотивов: здесь и восточные огурцы (тогда неизвестные в России перцы), и бобы, и павлиньи перья, и "ковровый" узор. Со временем эти мотивы трансформировались в так называемые русские "процветшие огурцы", кончики которых стали украшаться цветами. Тематика Востока преобладает и в «барановских» платках первой половины XIX века. Позже входит в моду тема цветов и родной природы в вышивке, кружеве, декоре фарфора, на подносах, в росписи интерьеров. Художники барановских мануфактур тоже стали вводить эти модные тенденции, отражая их в набросках и кроки. Тем не менее, новые веяния не повлияли на особый стиль и насыщенно-сдержанную многокрасочность барановских тканей. В фондах "Александ-ровской слободы" хранится гордость всей коллекции - образец ткани с названием "смородиновый лист", именно она получила "Гран При" за "особую прелесть, изящество рисун¬ка" в Париже.
  Значительная часть коллекции - предметы, сравнительно недавно поступившие в музей, - ткани, а также образцы народного костюма. Различные сарафаны, рубахи, фартуки, головные платки, юбки, платья и даже «холодайки» сшиты полностью или фрагментарно из барановских ситцев. Географию их использования легко проследить по характерным деталям костюма той или иной губернии: Рязанской, Вологодской, Курской, Пермской.
   Весьма значимым и многочисленным комплексом барановской тематики представлены в музейной коллекции кроки. (Кроки - фр. croquis: croquer — чертить, быстро рисовать; наскоро сделанный набросок, передающий наиболее характерные черты живописного, скульптурного или архитектурного произведения. – прим. авт.) В основном, это предметы, датированные серединой XIX – нач. XX вв. Заметим, что если первоначально их закупали за границей (в коллекции есть экземпляры с надписями, тиснением или штампами на французском языке), то с течением времени эту тонкую творческую работу стали выполнять местные самоучки, иконописцы, а затем и специально обученные художники. Уровень их мастерства подтверждают наиболее характерные кроки.
    Помимо уникальных тканей и кроки в музее хранятся не менее интересные и «производственные» предметы. Это набоечные молотки, манеры – набоечные доски. (Все предметы датированы XIX веком.) Если говорить коротко, то процесс состоял в следующем: в начале производства рисунок наносился вручную – накладом на ткань резных досок - цветков и манер. При печатании били по форме тяжелым молотком, чтобы краска лучше пропитывала ткань, отсюда и термин «набойка» или «набивка». Цветками на ткань наносили краски, как правило, каждый цвет требовал отдельной доски. Контур узора набивали манерами. С развитием машинного производства сложность расцветки начинает постепенно упрощаться, но цветовая гамма и стилевое направление рисунка остались традиционными, сохраняя неповторимый художественный стиль знаменитых тканей, часть из которых хранится в музейных фондах. Теперь они представляет уже раритетную коллекцию барановских ситцев, которые некогда, став визитной карточкой России и брендом нашей малой родины, покорили изысканный Париж.
С.Смирнова, С.Вершинина,
сотрудники музея-заповедника.
загрузка карты...

Назад
scroll