Двигатели торговли и прогресса. Парижский триумф барановских ситцев (2 часть)

баннер 100 лет
Экскурсионное обслуживание
Добровольцы россии
сертификат качества
Год театра в России 2019
100 музейных шедевров
Выставка "Дары". Совместный проект с Содружеством "Артос"
распоряжение

100 лет вместе. Музей, события, люди

Двигатели торговли и прогресса. Парижский триумф барановских ситцев (2 часть)

  В 1875 г. Асаф Иванович Баранов открыл около деревни Соколово свою фабрику (впоследствии она стала градообразующим предприятием г.Струнино). При оборудовании он использовал совместные с братом наработки и ввел самые передовые достижения текстильного производства того времени. Поначалу Асаф скупал суровый холст у крестьян, красил и набивал орнамент на фабрике, поскольку красильно-набивной корпус был построен в первую очередь. Вслед за ним возвели ткацкий (1876-1877), а потом и прядильный (1881) и ткачи-кустари перешли работать в цеха. Пуск прядильно-ткацкой фабрики ускорил расширение и переоборудование красильно-набивной, для которой закупили машины, промывные и зрельные аппараты. В 1880 г. было образовано уже акционерное общество «Товарищество Соколовской мануфактуры Асафа Баранова».


  За сравнительно короткий срок оно превратилось в большое производство, не уступавшее карабановскому. Одной из первых в России Соколовская мануфактура заимела собственную электростанцию, газовый завод для производства кислот, завод по производству касторового масла и красителей, ремонтные и граверные мастерские. У фабрики были даже собственные кирпичные заводы и пилорамы.
  Асаф Иванович сразу же стал активно осваивать новые рынки в Центральной и Южной России, Москве, Средней Азии, Закавказье, Персии, устанавливал деловые контакты на Ирбитской и Нижегородской ярмарках. Ткани с ярлыками «Товарищество Соколовской мануфактуры Асафа Баранова» символизировали эталон качества и вкуса. В 1882 г. и 1896 г. Асаф получил дозволение ставить на продукции герб России, его ситцы награждались на международных выставках: в Антверпене (1886 г.), Париже (1889 г.), в Бухаре (1891 г.). А в 1883г. на Бостонской выставке за высокое качество фабрике был пожалован Орден Льва и Солнца персидского шаха. В 1890 году Губернский фабричный инспектор В.Ф.Свирский отмечал: «Фабрика Асафа Баранова, благодаря открытому на нее доступу, стала практической школой русских технологов». Сам Асаф Иванович за умелое руководство и заслуги в деле был удостоен звания мануфактур-советника и почетной степени инженер-технолога.


   Успешные предприниматели-промышленники буквально преобразили жизнь Александровского уезда и оказали огромное влияние на развитие Владимирской губернии. Их ходатайства и личные средства сыграли ключевую роль, когда решался вопрос о строительстве железной дороги из Москвы в Ярославль через Александров. Отдельная же ветка на Карабаново была проложена исключительно на средства Барановых. Многие поколения местных жителей сохранили память о широчайшей благотворительности и меценатстве братьев. Они не только жертвовали средства малоимущим, погорельцам и выдавали замуж бесприданниц. Барановы во всех поколениях были настоящими просветителями, потому что на свои средства открывали школы для детей фабричных рабочих и не только, курсы подготовки учителей, приюты, организовывали и попечительствовали гимназиям. Постепенно рабочих переселяли из деревянных бараков в новые каменные «казармы» (некоторые сохранились до настоящего времени), уровень и качество жизни ткачей постоянно улучшались. В фабричных поселках их стараниями появлялись больницы, аптеки, богадельня для увечных пенсионеров. А в начале XX века в Струнино был построен даже театр (!) и ставились самодеятельные спектакли. Щедро благотворительствовали промышленники на строительство храмов, уездные и губернские нужды. Не скупились оказывать покровительство и помощь изящным искусствам: Асаф Баранов помог И.В.Цветаеву, выделив 3 миллиона рублей на постройку теперь всемирно известного Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Были братья активными членами и софинансистами различных обществ, которые «продвигали» в отечественную ткацкую промышленность передовые технологии.
   Эпохальные политические события конца XIX-начала XX веков кардинально изменили Россию и всю ее жизнь. Знаменитые барановские мануфактуры трансформировались в крупнейшие в России текстильные производства и работали, сохраняя высокую качественную планку до конца двадцатого века. (Именно тогда, предвидя сложные годы и понимая ценность сохранения исторической памяти о династии промышленников-патриотов, заложенных ими традициях производства тканей, продолженных в советское время, директору А.С.Петрухно с сотрудниками музея ценой огромных усилий удалось собрать, сохранить и скомплектовать коллекцию «барановских ситцев», дав ей жизнь в ином экспозиционном формате). И сейчас, уже в наш век нанотехнологий, отрадно видеть, как возрождаются из «перестроечного забвения» и радуют красками современные реконструкции - «ализариновые» платки и ткани, напоминая о славе барановских ситцев, знаменитой династии промышленников и щедрых благотворителей.
* * *
  В фондовом собрании музея-заповедника "Александ¬ровская слобода" удивительная и теперь уже раритетная кол¬лекция "барановских ситцев" занимает особое место и дает полную картину особенностей расцветки и производства знаменитых тканей. Всем без исключения образцам присущи яркость со значительным использованием в основе красного цвета, ситцы поэтому называли "красноземельными". Параллельно существовал и другой термин - «ализариновые», по названию основы красного красителя. Кроме «фирменного» цвета ткани легко узнать по характерным орнаментам и рисункам. Исторически так сложилось, что в них много «турецких» и «кашмирских» мотивов: здесь и восточные огурцы (тогда неизвестные в России перцы), и бобы, и павлиньи перья, и "ковровый" узор. Со временем эти мотивы трансформировались в так называемые русские "процветшие огурцы", кончики которых стали украшаться цветами. Тематика Востока преобладает и в «барановских» платках первой половины XIX века. Позже входит в моду тема цветов и родной природы в вышивке, кружеве, декоре фарфора, на подносах, в росписи интерьеров. Художники барановских мануфактур тоже стали вводить эти модные тенденции, отражая их в набросках и кроки. Тем не менее, новые веяния не повлияли на особый стиль и насыщенно-сдержанную многокрасочность барановских тканей. В фондах "Александ-ровской слободы" хранится гордость всей коллекции - образец ткани с названием "смородиновый лист", именно она получила "Гран При" за "особую прелесть, изящество рисун¬ка" в Париже.
  Значительная часть коллекции - предметы, сравнительно недавно поступившие в музей, - ткани, а также образцы народного костюма. Различные сарафаны, рубахи, фартуки, головные платки, юбки, платья и даже «холодайки» сшиты полностью или фрагментарно из барановских ситцев. Географию их использования легко проследить по характерным деталям костюма той или иной губернии: Рязанской, Вологодской, Курской, Пермской.
   Весьма значимым и многочисленным комплексом барановской тематики представлены в музейной коллекции кроки. (Кроки - фр. croquis: croquer — чертить, быстро рисовать; наскоро сделанный набросок, передающий наиболее характерные черты живописного, скульптурного или архитектурного произведения. – прим. авт.) В основном, это предметы, датированные серединой XIX – нач. XX вв. Заметим, что если первоначально их закупали за границей (в коллекции есть экземпляры с надписями, тиснением или штампами на французском языке), то с течением времени эту тонкую творческую работу стали выполнять местные самоучки, иконописцы, а затем и специально обученные художники. Уровень их мастерства подтверждают наиболее характерные кроки.
    Помимо уникальных тканей и кроки в музее хранятся не менее интересные и «производственные» предметы. Это набоечные молотки, манеры – набоечные доски. (Все предметы датированы XIX веком.) Если говорить коротко, то процесс состоял в следующем: в начале производства рисунок наносился вручную – накладом на ткань резных досок - цветков и манер. При печатании били по форме тяжелым молотком, чтобы краска лучше пропитывала ткань, отсюда и термин «набойка» или «набивка». Цветками на ткань наносили краски, как правило, каждый цвет требовал отдельной доски. Контур узора набивали манерами. С развитием машинного производства сложность расцветки начинает постепенно упрощаться, но цветовая гамма и стилевое направление рисунка остались традиционными, сохраняя неповторимый художественный стиль знаменитых тканей, часть из которых хранится в музейных фондах. Теперь они представляет уже раритетную коллекцию барановских ситцев, которые некогда, став визитной карточкой России и брендом нашей малой родины, покорили изысканный Париж.
С.Смирнова, С.Вершинина,
сотрудники музея-заповедника.
загрузка карты...

Назад
scroll