Двигатели торговли и прогресса. Парижский триумф барановских ситцев

"Гуляй, Масленица!"
Зимние забавы light
баннер 100 лет
Экскурсионное обслуживание
Добровольцы россии
сертификат качества
100 музейных шедевров
распоряжение
75 лет победе

100 лет вместе. Музей, события, люди

Двигатели торговли и прогресса. Парижский триумф барановских ситцев

Уважаемый читатель, сотрудники музея-заповедника вновь начинают общение с Вами в формате нашей предъюбилейной рубрики. 2018-й – это не только 99-й год музея, но и важнейшие вехи истории нашего древнего края: 505 лет царскому кремлю и 240 – городскому статусу Александрова. Эти важные события и люди, их предопределившие, непременно станут «героями» ближайших публикаций, потому что «музейная память» Слободы, кроме царской, хранит историю города и Александровского уезда. В нынешнем году музей-заповедник обязательно отметит 240-летие города летним выставочным проектом «Душа была щедра и верою богата». Одно из центральных мест в этой экспозиции займут вещи и документы, рассказывающие о знаменитых промышленниках Барановых, изменивших не только жизнь и облик нашей земли, но прославивших ее далеко за пределами Отечества. Поэтому первая история рубрики – о них.
А далее - познавательных и интересных встреч в рамках этого проекта Вам, музейный читатель, ценитель истории царского кремля и малой родины!


Париж. Летний сезон 1889 года. На Всемирной выставке новая гигантская арка - Эйфелева башня – встречает тысячи парижан и гостей со всего мира. Выдержав невероятное противодействие, она стала символом города-праздника, Франции и до сего дня самой посещаемой и фотовостребованной достопримечательностью мира. Но тогда, на исходе XIX века, не башня пленила парижанок, а барановские шали и платки из ярко-красного ситца с набивным орнаментом, которые были раскуплены в первые же дни выставки. Ткань «смородиновый лист» оставила позади все мировые мануфактурные бренды, завоевав «Гран-При», а российский павильон назвали «русским триумфом».
Ситцы эти выпускали на мануфактурах куп¬цов Барановых, поэтому назывались, стали знамениты и известны до сего дня они как «барановские». Их удивительную историю с первой половины XVIII века творили не менее удивительные люди.
В 1740-е годы Тихон Петрович Баранов из дворцовой Новоалександровской слободы занялся торговлей холстиной, которую изготавливал сам, а затем продавал на ярмарке. Холстину он производил качественную, за что и получил законное разрешение на право торговли.
Его сын Николай Тихонович Баранов (1743 г.р.) значительно расширил промысел отца. Но по-настоящему серьезное «дело» и рождение династии текстильных фабрикантов началось с Фёдора Николаевича Баранова (1763 - 1838), уже купца третьей гильдии. Он понял, что скупать ткани у кустарей-одиночек и перепродавать их гораздо прибыльнее, и что цветная холстина ценится больше. Скопив небольшой капитал, построил он красильню, где пряжу и ткань окрашивали в синий (тогда - кубовый) цвет. Рядом устроил небольшую фабрику и производил простые платки, нанку и холстину. И что особенно интересно и важно: уже в то время он прекрасно понимал преимущества новинок прогресса и первым в России купил за границей бумагопрядильную машину.
Отечественная война 1812 г., разорение Москвы и страны, потеря рынков свели к нулю все усилия Баранова, оставив его почти ни с чем. Но он не опустил руки, заново начал «дело» и в 1834 г. на берегу реки Серой выстроил фабрику для окрашивания бумажной пряжи в яркие красный и синий цвета. В отдельном помещении ее отжимали и сушили, затем отглаживали и складывали уже на продажу. Конечно, труд был не из легких, условия – тоже. Насыщенные запахи красок и кислот буквально пропитывали воздух, освещение керосиновыми фонарями было слабым. И тем не менее, продукцию Ф.Н.Баранов выпускал на славу: высокое качество окраски его пряжи и тканей было отмечено Серебряной медалью на Нижегородской ярмарке в 1835 г.


  Но поистине гигантский размах придал производству его сын Иван (1808–1848 гг.), который стал настоящим «новатором и двигателем» рождения бренда «барановские ситцы», когда в 1846 г. у села Карабаново была открыта Троицко-Александровская мануфактура. Крашение кумачей, набивка платков, выпуск рубашечных ситцев произвели настоящий фурор! Для окрашивания в красный цвет применялся крапп – красящее вещество, которое добывали из корня марены (водоросли из южных стран). Сам крапп, уже в виде порошка, привозили из-за границы, тщательно оберегая от воды и света, поэтому краситель был весьма дорогой. Одна из деловых поездок Ивана Федоровича на Кавказ оказалась поистине знаменательной, если не сказать судьбоносной. Оказалось, что марена растет и в прибрежных водах Каспийского моря. Предприимчивый Баранов пошел на риск: он арендовал небольшой участок земли на побережье и попробовал выращивать «свою собственную» марену. И вырастил! Мало того – еще разработал и технологию получения красителя – высококачественного, яркого, устойчивого и при этом недорогого. Он ушёл от «дедовского» способа закрепления краски (выдерживание в смеси из навозной жижи и бычьей крови). Вместо него И. Ф. Баранов ввел использование пшеничных отрубей. В то время это было настоящее ноу-хау. Новые технологии принесли фабрике широкую известность и выгодно отличали от подобных русских мануфактур.


Качество товара, оригинальная расцветка и насыщенность цветовой гаммы принесли карабановским ситцам огромную популярность в России и далеко за ее пределами. Ткани охотно покупали в Азии, Закавказье, Персии, Афганистане и даже в Европе – Франции и Англии. Главными конкурентами Баранова были тогда немецкие красильные фабрики в Эльберфельде, но качество русских ситцев им не уступало. В 1848 г. Ивану Федоровичу было пожаловано право изображения на своей продукции Государственного герба Российской империи. Это было Высочайшим признанием отменного качества товара и огромных заслуг прогрессивного промышленника.
Современник Баранова - историк, профессор Московского университета С.П. Шевырев свидетельствовал, посетив Александров в 1847 году: «…И.Ф.Баранов здесь главный двигатель торговли и промышленности, несмотря на то, что есть купцы в Александрове и богаче его. Он понял, что Россия в своих торговых замыслах должна иметь в виду Европу и Азию: Европу как образец, с которым не только должно сравняться, но даже его превзойти; Азию, как неисчерпаемый источник для материала, и как средство для сбыта. Крашенье бумаги и ситцы – главное его занятие: промышленность народная, соответствующая потребностям всех классов. Народ наш любит светлые одежды и яркость красок: красный и розовый – его любимые цвета. Промышленник должен применяться к народному вкусу, если хочет успеха и выгоды». Надо отметить, что и жалование у барановских рабочих намного превышало заработки на других текстильных фабриках Владимирской губернии. «Хороший ткач получал 12-14 рублей в месяц, рабочие других специальностей получали 5-7 рублей в месяц», - отмечал Н.А. Песков несколько позже в записках 1884 года «Фабричный быт Владимирской губернии».
После смерти Ивана Федоровича и его супруги произошел раздел имущества (это разделение привело к образованию мощного ткацкого «треугольника» Александров-Карабаново-Струнино). Управление александровской фабрикой перешло к старшему сыну Николаю, а Троицко-Александровская мануфактура - к Александру и Асафу, которые в 1863 г. основали торговый дом «А. и А. И. Барановы». С этого времени мануфактура начинает быстро развиваться и снова переоснащаться, чтобы идти впереди конкурентов. Начав также с ручной печати, предприятие перешло к вытравной машинной и искусственным красителям, когда ткань предварительно окрашивали, а вместо краски на манеры наносили специальный состав, который разрушал цвет нежелательного фона.
Одновременно с переоснащением братья начинают строительство новых каменных фабричных корпусов. В 1866 г. в цехах установили плоскопечатную машину, следом были введены и другие усовершенствования. В 1873 г. готовится к запуску новый прядильно-ткацкий корпус, руководство фабрики стремится к максимальной «механизации» всего производственного процесса. Год спустя впервые опробовали окрашивание искусственным ализарином, результат превзошел ожидания и его стали применять в первую очередь. С 1889 года Барановы окрашивали ткани уже только искусственным ализарином с применением нового щелочного способа вытравки набивных ситцев и платков с ярко-алым насыщенным фоном.
Машинная печать привела к упрощению рисунка, но зато в производстве незаменимыми стали новые специалисты - граверы и раклисты. Тем не менее, вкусы и традиции потребителей непременно учитывались. Характерные и знаменитые так называемые «огурцы», «бобы», присутствовавшие в самых ранних платках и тканях ручной набойки, тематически сохраняются и при машинном производстве, развивая дальше «растительные художественные» традиции и «восточные мотивы», многие из которых были сохранены и в двадцатом веке.
В период этого интенсивного развития братья решили разделить дело. Александр оставил карабановскую фабрику, сначала преобразованную в «Товарищество на паях мануфактур Барановых», а с 1880 года – в «Бумаго-прядильную фабрику И.Баранова». Здесь необходимо отметить, что и совместное дело, и разделенное производство были очень успешны, о чем свидетельствуют множественные награды самого высокого уровня. «Товарищество Барановых» было удостоено медалей на международных выставках в Лондоне (1862), Москве (1865), Париже (1867), Вене (1873), Париже (1878). Несколько раз мануфактура подтверждала своё право ставить на изделиях Государственный герб (1870, 1882, 1896). Карабановские ситцы были удостоены высшей награды – Почетного диплома в Амстердаме в 1883 г., в Антверпене - в 1885 г., а в 1886 г. - редкой награды – Ордена Льва и Солнца персидского шаха. И, конечно, ткань «смородиновый лист», ставшая открытием Всемирной Парижской выставки. В 1896 г. к 50-летию фабрики был издан фотоальбом «Троицко-Александровская мануфактура» с золотым тиснением на обложке, а также книга об истории предприятия. На тот момент фабрика была одной из самых крупных и передовых в Российской империи.
(Начало. Окончание в следующей статье).
С.Смирнова, С.Вершинина,
сотрудники музея-заповедника.
загрузка карты...

Назад
scroll