ГОД ТЕАТРА В РОССИИ. «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА»: ОПЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ И ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ. ГОД ТЕАТРА В РОССИИ. «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА»: ОПЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ И ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ.

Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Международный форум-выставка "Россия"
Год семьи 2024
Выставка «Дело в шляпе»
XXIII Московский Пасхальный фестиваль. Ансамбль певчих Есентукского благочиния Пятигорской и Черкесской епархии

100 лет вместе. Музей, события, люди

ГОД ТЕАТРА В РОССИИ. «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА»: ОПЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ И ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ.

bomelej.jpg
Сцена второго действия оперы «Царская невеста». Бомелий и Любаша.

   120 лет назад, 22 октября 1899 года, в Москве в Частной опере С.И. Мамонтова состоялась премьера «Царской невесты» Н.И.Римского-Корсакова. В основу либретто легла драма Л. Мея и это было не первое обращение Римского-Корсакова к творчеству маститого драматурга и русскому XVI веку и Ивану Грозному – к тому времени уже существовала опера «Псковитянка».
   Из пьесы были взяты только основные «персонажи», сохранены основные «сюжетные ходы», использована определенная часть текста. И хотя драматург вывел в своем произведении реальные исторические лица, использовал известный факт женитьбы Ивана Грозного на Марфе Собакиной в Александровской слободе, но и драматург, и композитор подошли к трактовке сюжета с художественной точки зрения. Римский-Корсаков знал, что пьеса Мея не претендует на историческую достоверность, но она рисовала «яркие характеры в необычайно драматических обстоятельствах».
    Историки XIX века, конечно, пытались проникнуть в тайну таинственной болезни, которая привела к смерти третьей жены Ивана Грозного, высказывались разные версии, но выдвинутая самим царем – отравление - являлась преобладающей. Свой взгляд предложил и Л. Мей, а вслед за ним и Н.А. Римский-Корсаков. Опричник Григорий Грязной, влюбленный в Марфу Собакину, невесту боярина Ивана Лыкова, просит у врача Бомелия «приворотное» зелье. Его прежняя возлюбленная Любаша выпрашивает у того же Бомелия отраву, на которую и подменяет «приворот». На «смотре невест» в Александровой слободе Иван Грозный остановил свой выбор на Марфе Собакиной, но выпитая ею отрава начинает свое действие и приводит к смерти «царской невесты». Разумеется, никаких «документальных» доказательств эта версия не имеет.
   Личность Ивана Грозного оказывает большое влияние на судьбы всех персонажей оперы, развитие сюжета, но у него нет своей вокальной партии. На сцене он появляется только один раз: когда встречает на улице Марфу Собакину. Его образ целиком и полностью характеризуют оркестровые темы. На пиру у Григория Грязного (сцены, которыми начинается опера) о нем вспоминают постоянно, звучат здравницы в его честь. Вернувшийся из-за границы Иван Лыков, свою арию-рассказ заканчивает хвалой государю, который «хочет, чтоб мы у иноземцев поучились доброму». Настоящим гимном царю и опричнине звучит ария Малюты Скуратова после того, как он узнает от Лыкова, что в чужих краях русского царя считают «грозным».
    Еще современники полагали, что в пьесе и опере была допущена ошибка: любимца Ивана Грозного звали Василий Григорьевич Грязной, а не Григорий, хотя в списках опричников Григорий Борисович Грязной тоже значился. О последнем почти ничего неизвестно, а судьба первого значительно отличалась от «оперной». Как и Малюта Скуратов, Василий Грязной выдвинулся в ближайшее окружение царя во время «новгородского погрома» 1570 года, но после конца опричнины был отправлен на крымскую границу, где и попал в плен к татарам. Это произошло после того, как в 1573 году под стенами осаждаемой крепости Пайды погиб Малюта Скуратов.
scena.jpg
Сцена из оперы «Царская невеста». Марфа Собакина.

    В пьесе и опере Марфа Васильевна Собакина названа «купеческой дочерью», хотя современными историками доказано, что ее род принадлежал к старомосковскому боярству. С избранием дочери в «царские невесты» ее отец Василий Степанович Собакин тоже получил боярский чин, а пятнадцать родственников значительно «приблизились» к царскому двору. Ряд историков считают, что семья Собакиных имела родственные связи с Малютой Скуратовым, который и обратил внимание Ивана Грозного на Марфу. Какими бы ни были реальные обстоятельства смерти Марфы Собакиной, ее судьба – это отражение ожесточенной борьбы за власть и влияние на первого русского царя. А светлый, чистый образ Марфы – один из наиболее обаятельных женских образов в творчестве Римского-Корсакова.
    Но самой «загадочной» фигурой во всей этой «исторической карусели» является реально существовавшее лицо – врач Елисей Бомелий, которого, как современники, так и потомки не переставали считать шарлатаном и злодеем. О нем известно, что он родился в Вестфалии, в качестве астролога и медика подвизался в Лондоне, где по указу местного архиепископа был заключен в тюрьму за колдовство. По просьбе русского посла Совина он был освобожден с условием, что немедленно покинет страну. Вместе с Совиным летом 1570 года Бомелий прибыл в Россию и с мая 1571 года стал лейб-медиком Ивана Грозного и придворным астрологом. В этом качестве он постоянно сопровождал царя в его поездках, в том числе и в Александрову слободу.
     Как указывал в своей работе Р.Г. Скрынников, составляя гороскопы для Ивана IV, Бомелий постоянно «открывал ему глаза» на заговоры и измену, подсказывал пути избавления от них, и тем самым внес свою лепту в запугивание царя. Когда Иван IV начал чинить расправы над своим ближайшим окружением, Бомелий сделал попытку тайно бежать из России, но был схвачен и подвергнут пытке. С него началось так называемое «второе новгородское» дело, приведшее к новой волне террора. Англичанин Джером Горсей стал свидетелем ужасного конца Бомелия, подробно описав в записках, как его, изувеченного, везли в тюрьму с пыточного двора.
    В пьесе и опере дома Собакиных и Бомелия находятся друг напротив друга, а в глубине улицы – монастырь, что является исторической ошибкой - монастыря в Александровской слободе еще не было. Но именно здесь выходящий со службы в сопровождении преданного опричника Иван Грозный встречает Марфу и пугает ее своим пристальным взглядом. Тема «избрания царской невесты» «обсуждается» главными действующими лицами в третьем действии оперы, и все происходящее не соотносится с известными фактами, как реально происходили эти «смотры».
   Обратимся к оценке оперы, данной М. Рахмановой: «Конфликт личности и государства, чувства и долга очень типичен для многочисленных пьес, посвященных эпохе Грозного. Как и в «Псковитянке», в центре «Царской невесты» образ счастливо начавшейся и рано загубленной молодой жизни, но в отличие от первой драмы, здесь нет больших народных сцен, социально-исторической мотивировки событий: Марфа погибает в силу трагического стечения обстоятельств. И пьеса, и опера, написанная по ней… принадлежат к типу произведений, где историческая обстановка и персонажи – исходное условие для развития действия».
    По данным «Музыкальной энциклопедии», опера «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова 46 раз ставилась в различных театрах России и СССР, в том числе 8 раз в Большом театре, и 16 раз в зарубежных театрах. И если публика идет на этот спектакль, значит, его темы, и не только музыкальные, вызывают живой отклик в душах людей. И соблюдение «исторических реалий» не так уж важно в данном случае.

2dejstvie.jpg
Второе действие оперы. Александровская слобода. Встреча Марфы и Ивана Грозного

И.А.Орлова, внештатный сотрудник
музея-заповедника «Александровская слобода».


Назад
scroll
Покупайте онлайн