«Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, великий памятник себе…» «Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, великий памятник себе…»

Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Международный форум-выставка "Россия"
Год семьи 2024
Выставка «Дело в шляпе»
XXIII Московский Пасхальный фестиваль. Ансамбль певчих Есентукского благочиния Пятигорской и Черкесской епархии

100 лет вместе. Музей, события, люди

«Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, великий памятник себе…»



  Среди памятных дат военной истории России особое место принадлежит Полтавской битве 8 июля (по новому стилю) 1709 года, ставшей коренным переломом в Северной войне (1700-1721) со Швецией. В музее-заповеднике находится уникальное издание: богослужебный и исторический памятник «Служба благодарственная о победе под Полтавой», которая была составлена ректором Славяно-Греко-Российской Академии Феофилактом Лопатинским и опубликована Синодальной типографией в 1709 году.
   Уникальность этого документа в том, что это почти единственная церковная служба, посвященная конкретному историческому событию, да, к тому же еще, военного характера. Русская православная церковь не знает служб во славу других выдающихся битв нашей истории, поэтому рассматривают ее как прямое выражение патриотизма русского духовенства петровского времени.
   Служба составлялась по прямому указанию Петра I, который «курировал» работу над ней. Автор, Феофилакт Лопатинский, не относился к числу сторонников петровских преобразований, но был известен широкой образованностью и литературным талантом. Поэтому Петр I надеялся, что тот справится с поставленной задачей. Царь выразил несогласие с первоначально предложенной Лопатинским трактовкой Северной войны, как «войны за веру». «Тогда шла речь не о вере, а о мере» - начертал он на рукописи автора. Но вместе с тем предложил использовать библейские образы Давида и Голиафа, под которыми ясно подразумевались Петр I и Карл XII. Поэтому, в конечном итоге, Лопатинскому удалось провести мысль, что война со Швецией – это «брань с дьяволом». Вся служба была построена на использовании известных и знакомых народу библейских и евангельских образов и символов. Она выдержала три правки венценосного «редактора» и была положена на музыку композитором Ширяевым. Текст был опубликован, осуществлено несколько его изданий, он находился в церковных и светских частных библиотеках.
Один из использованных в «Службе…» образов оказался в центре политической борьбы уже в наши дни. Украинский гетман Мазепа, изменивший России и Петру I, был представлен как «новый Иуда». Это была, по сути, первая оценка этой личности в истории. Современные украинские националисты, поднимающие Мазепу «на щит» вместе со Степаном Бандерой, начали настоящий крестовый поход против Русской Православной Церкви Московского Патриархата на своей территории. Для них Мазепа, безусловно, национальный герой, боровшийся против «русского гнета». Историки «по обе стороны баррикад» вновь включились в споры по поводу этой политической фигуры.
И если «Служба… о победе под Полтавой» до сих пор волнует умы наших современников, то каково же было ее влияние в XVIII веке! Один из ее образов использовал скульптор Карл Оснер, когда создавал рельеф на Петровских воротах Петропавловской крепости.
У нас нет пока полных документальных сведений об участии наших земляков в Полтавском сражении (выявление их – дело будущего). Известно об участии в нем одного из представителей дворянской семьи Айгустовых – Саввы Васильевича. Он командовал Белогородским пехотным полком и в чине бригадира (с 1707 г.) участвовал в Полтавском сражении, командовал войсками, защищавшими редуты. Его воинское умение по достоинству было оценено Петром I: 13 июля 1709 года он отправил записку начальнику Преображенского приказа Ф.Ю. Ромодановскому «о наградах генералитету и высшим офицерам за участие в сражении под Полтавой», которым С.В. Айгустов был произведен из бригадиров в генерал-майоры.
А другой генерал-майор, связанный с нашей землей, Иван Иванович Бутурлин, находился в то время в шведском плену, но для него Полтавское сражение также имело большое значение: он был обменен на шведского генерал-майора Мейерфельта, плененного в ходе Полтавской битвы. И.И. Бутурлин сразу же был отправлен Петром I в действующую армию и принимал участие в целом ряде сражений Северной войны.
Для любимого детища Петра – Санкт-Петербурга – Полтава имела также немаловажное значение, окончательно похоронив хвастливое заявление Карла XII: «Пусть царь Петр основывает города, мы сохраним за собой право брать их». За всю историю существования город Петра ни разу не был покорен врагом. Основанный в 1703 году, он уже отпраздновал и свое 100-летие, и 200-летие, и 300-летие.
Свидетельством 200-летия города являются хранящиеся в фондах музея два платка, изготовленных на Даниловской мануфактуре в Москве в 1903 году. На одном из них помещен портрет Петра I в обрамлении гирлянд из лавровых и дубовых листьев – древнего символа воинской славы. На втором изображены знаковые места Санкт-Петербурга, памятные события Северной войны и жизни первого русского императора. Поступили эти предметы в музей из семьи Лавровских-Зубовых. Состояние их краев позволяет сделать вывод, что они были заключены в рамку под стекло, вероятно, служили украшением стен. Трудно сказать, были ли они приобретены во время торжеств в столице или куплены на Мещеринском подворье, принадлежавшем Даниловской мануфактуре (основной продукцией ее были ткани и платки. Например, в 1912 году мануфактура выпустила 2 миллиона кусков различных тканей и 20 миллионов платков).
Выпуск «сувенирных» платков в честь 200-летия Санкт-Петербурга положил, вероятно, начало работы в этом направлении. Даниловская мануфактура прославилась в дальнейшем тем, что к юбилею Отечественной войны 1812 года (1912 г.) выпустила скатерти, салфетки, дорожки, коврики, платки с изображением памятных событий и портретами героев. А в 1913 году, при праздновании 300-летия Дома Романовых, появились их знаменитые памятные жаккардовые платки, связанные с этой темой.
Русский XVIII век, с его событиями и героями, все более отдаляется от нашего времени. Но «живы» в музейных фондах «Александровской слободы» книги и вещи, хранящие о нем память. А современная жизнь, с ее крутыми поворотами и историческими коллизиями, порой вовлекает их «в водоворот» нынешних политических страстей.
Ирина Орлова,
музей-заповедник.

Назад
scroll
Покупайте онлайн