Рожденные революцией Эпоха в лицах
Выставка "Душа, открытая миру"
Глеб Матвейчук

Из истории "Александровской слободы"

Хранитель древнего предания
   До сих пор историки спорят о том, что заставило царя Ивана IV Грозного в 1564 г. оставить Москву, учредить опричнину и сделать Александровскую слободу ее центром.
Одну из версий отъезда царя из стольного града иллюстрирует раритетный предмет экспозиции "Государев двор в Александровской слободе" музея-заповедника "Александровская слобода" - поддон медного подсвечника XVII в.
Дорога в слободу. Изображение на поддоне подсвечника. XVII в.    Не привлекающий внимания ни красотой форм, ни изяществом исполнения, в надписи и изображениях он предоставляет интереснейшую информацию для размышления. Ее автор, самобытный мастер XVII в., решившийся на металлическом светильнике рассказать о предании, бытовавшем в народе спустя сто лет после отмены опричнины. Как известно, в 1572 г. Иван IV опричнину отменил, и никто не смел вспоминать ее, как пишет современник, "под следующей - угрозой: виновного обнажали по пояс и били кнутом на торгу". И все же в народе помнили и рассказывали о ней - иначе откуда малограмотному ремесленнику знать, что "остави град и удалися царь со братию в монастырь" - так написал он грубым резцом на металле !
Крепость Александровской слободы. Изображение на поддоне подсвечника. XVII в.  Средневековый мастер не только кратко записал старинное предание, но и проиллюстрировал его. В четырех рисунках, очерченных неровным кругом, он изобразил дорогу, идущую среди непроходимых лесов, крепость с зубчатыми стенами, мощную крепостную башню. Вероятно, они должны были показать, с одной стороны, удаленность царя "со братию" от внешнего мира, с другой, надежность и крепость царского убежища.
    Простите, скажет читатель, а при чем здесь опричнина и Александровская слобода? Все дело в четвертом изображении, на котором, судя по знакам отличия, предстает конный опричник. По описаниям служивших в опричниках иностранцев Таубе и Крузе, каждый из них должен иметь "собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусат как собаки, а затем выметают все лишнее из страны". Таким образом, в этом рисунке на подсвечнике выражена еще одна мысль - о своеобразии "монастыря", который устроил Иван IV в Александровской слободе. В записках иностранцев это излагается следующим образом: "Он, великий князь, образовал из них (опричников)... свое особое братство". "Живя в Александровском дворце, словно в каком-нибудь застенке, он обычно одевает куколь, черное и мрачное монашеское одеяние...
Опричник. Изображение на поддоне подсвечника. XVII в.      Всех их он называет братией, также и они называют великого князя не иным именем, как брат". Таубе и Крузе подробно описали жизнь этой братии: "После того, как кончает он еду, редко пропускает он день, чтобы не пойти в застенок...заставляет он в своем присутствии пытать или даже мучать до смерти безо всякой причины..."
   Судя по тому, что можно прочитать и увидеть на светильнике XVII в., в народном сознании Александровская слобода и происходившие в ней события не получили негативной оценки. Вполне возможно, что они воспринимались народной средой, как митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном, утверждающим, что "шумную и суетную Москву царь не любил, а в Александровской слободе он все устроил так, как хотел - она собственно была "монастырем в миру". "Несколько сотен ближайших царских опричников составляли его монастырскую братию, себя Иоанн называл игуменом всея Руси. Он сам звонил к заутрене, в церкви пел на клиросе, а после обедни читал для назидания жития святых, поучения о посте, молитве и воздержании".
   Большинство ученых эту точку зрения не разделяет. Академик Д.С.Лихачев видит в опричном монастыре Александровской слободы пародию на монастырь: "здесь пародировались церковные службы и монастырские нравы, монастырские одежды. Опричный двор напоминал шутовской...монасПоддон от подсвечника с изображением опричника. XVII в.тырь, а нравы этого двора - службу кабаку".
   По воле Грозного Слобода превратилась в крупнейший культурный центр Российского государства.
    Здесь жили и творили лучшие зодчие, иконописцы, музыканты. При Государевом дворе работала книгописная мастерская, в которой появился на свет Лицевой летописный свод, была создана первая русская консерватория и первая провинциальная печатня.
С Александровской слободой связаны многие события личной жизни Ивана IV.
В ней устраивались смотрины невест для самого царя, а затем и для его сына Ивана, которые заканчивались пышными свадьбами.
   В Слободе теряются и следы таинственной "либерии" (библиотеки) Грозного. 17-летняя история опричной столицы завершилась для царя кровавой драмой. В приступе гнева он смертельно ранил своего сына Ивана.
 И. Репин. Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 г. 1885 г. КопияКрестоцеловальный обряд в Александровской слободе. Гравюра из книги посла Даниила Якоба Ульфельдта "Путешествие в Россию". Начало XVII в.Пир в Александровской слободе. Гравюра из книги посла Даниила Якоба Ульфельдта "Путешествие в Россию". Начало XVII в.
   Блестящие и страшные страницы российской истории, неотделимые от Александровской слободы, отразились в русских летописях, исторических песнях, записках иностранцев, в произведениях русской литературы (А.К.Толстой "Князь Серебряный", Д.В.Аверскиев "Слобода - неволя"), музыки (опера Н.А.Римского-Корсакова "Царская невеста") и живописи XIX века (И.Е.Репин, В.Г.Шварц, В.М.Васнецов).
Памятный камень в честь первой провинциальной печати.    Александровская слобода играет заметную роль в бурных событиях, так называемого "Смутного времени" начала XVII века. Здесь находился укрепленный лагерь русских войск под командованием замечательного полководца М.В.Скопина-Шуйского. Во время польской интервенции дворцовый ансамбль был значительно разрушен и разграблен. Постепенно этот государственный, политический и культурный центр утрачивает свое былое ведущее значение в жизни страны. Новая Александровская слобода на долгие годы стала обычным дворцовым селом. Но в названиях ее улиц еще долго сохранялась память о времени Грозного: Конюшенная (здесь располагались царские конюшни), Стрелиха (где жили стрельцы), Садовня (тут находились царские сады) и другие.
В середине XVII века, столетие спустя после бурных событий опричнины, на этом историческом месте был основан Успенский женский монастырь. Первоклассные постройки XVI века стали ядром монастырского комплекса. Часть уникальных сооружений царского дворца была разобрана и перестроена для нужд монастыря. Неизвестный художник. Портрет царя Петра I. XVIII в. Холст, масло
     В Успенском женском монастыре побывали многие представители царского двора, среди которых имя Петра I занимает особое место. Во время стрелецкого бунта в Москве в 1689 году Петр Алексеевич, пережидая бурные события в столице, укрылся за стенами обители. Вскоре после подавления мятежа царь грозно расправился со своими политическими противниками. По его приказу к Распятской церкви-колокольне были пристроены палаты, куда заточили его сводную сестру Марфу, насильно постриженную в местный монастырь под именем Маргариты. Марфа Алексеевна прожила в монастыре на положении узницы почти 1"Аспидная" роспись в Марфиных палатах. Конец XVII - начало XVIII в. 0 лет, скончавшись в 1708 году.
Изразцовая печь в Марфиных палатах. XVIII в.       Судьба дочери Петра Великого, Елизаветы, также оказалась тесно связана с Александровской слободой, куда она была сослана в 1730 году. Заступничество Бирона помешало Анне Иоанновне заточить ее в монастырь. На протяжении всего XVII-XVIII вв. Слобода оставалась дворцовым селом. В 1740 году дочь Петра покинула Александровскую слободу и венчалась на царство.
   В 1778 году с образованием Владимирской губернии Слобода была преобразована в город Александров. На его гербе изображены две наковальни и тиски. Эти символы свидетельствовали об одном из самых древних занятий жителей города - кузнечном ремесле.
scroll
')

Уважаемые посетители! Просим вас принять участие в оценке деятельности учреждения. Это не займет больше двух минут. Ваше мнение очень важно для нас, и поможет нам стать лучше! Спасибо!