14 декабря
Адвент-календарь/14 декабря

КСТАТИ!
Пышный зал заблистал, и ликуют мечты
И воздушная кружится пара…
(К.Д. Бальмонт)

Каждый раз предновогоднее время изобилует разного рода советами по поводу того, в чем нужно встречать самую загадочную ночь, какой цвет непременно должен присутствовать в одежде и какими кольцами-серьгами-аксессуарами дополнить свой несравненный образ. Благо, современные нравы в этом отношении супер-демократичны, потому возможности и фантазии модниц только приветствуются, а они практически безграничны…

  Но так было не всегда! Еще каких-нибудь 150-200 лет назад, в «золотое время» балов существовал строжайший этикет этих увеселительных «мероприятий» даже по вполне прозаичному поводу, например, дней рождения, по случаю приезда дорогого гостя и т.д., а уж большие праздники без танцев и банкетов не мыслились. Присутствие на таковом событии обязывало иметь специальный бальный туалет. Что же это такое? Давайте заглянем на пару столетий назад…

  Бальный туалет - это целый комплект одежды, наряд, выполненный в едином стиле и предназначенный для танцев. Слова «бал» и «туалет» заимствованы еще в XVIII в. прямо из французского языка. «Bal» образовано от глагола «baller» - «танцевать»; a «toilette» - «наряд, одежда» произошло от слова «а toile»- «ткань».

  Балы в XVII-XIX вв. были праздником, развлечением, местом знакомств и отдыха. На бал нужно было являться одетым особенно красиво. Дамы и девушки наряжались в платья по последнему слову моды, каждое из которых шилось лишь на 1-2 выхода..) 


Женский бальный туалет. Россия. XIX в. Бальные платье и туфли. Тафта, кружево. Атлас, бисер, кожа

Наколка для прически. Россия. Кон. XIX в. Кружево, ленты, декоративные цветы. Ручная работа.

  Сударыни постарше могли выбирать любой цвет платья, а вот молодым девушкам шили из белой ткани или пастельных тонов, используя шелк, атлас, тафту, муар, поплин и бархат. Покрой нарядов зависел от моды, но вот одно оставалось неизменным - глубокое декольте и короткие рукава. Поэтому ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без украшений. Изящные медальоны, цепочки с кулоном, колье, серьги, браслеты, броши – они могли быть любыми - главное, подобранными со вкусом. Обязательными для женского наряда были легкие бальные туфли - из шелка, атласа или бархата с очень незначительным каблучком; их могли заменить специальные ботиночки (они назывались баретками).
Бальные баретки. Россия. Вторая половина XIX в. Атлас, бисер, кожа.
  Дополняли платье обязательные веер, бальная сумочка, пояс, позволявший крепить аксессуары на время танца, а также легкие шарфы, боа.

Ридикюль. Россия. Кон. XIX в. Бархат, шелк, бисер.

Ридикюль. Россия. Кон. XIX в. Бархат, шелк, бисер.
    Для кавалеров существовали свои каноны бального туалета. Традиционный костюм мужчины на официальном балу – фрак из сукна высокого качества, к середине XIX века в моде надолго утвердился чёрный цвет. Сшитые в этих тонах фрак и брюки в сочетании с белоснежным жилетом стали отличительным знаком респектабельности, показателем достатка и признаком высокого общественного положения.
Мужской бальный туалет. Россия. XIX в. Фрак шерстяной, жилет шелковый, галстук- бабочка шелковый.

Мужской бальный костюм выглядел следующим образом: фрак с атласным воротником, бархатный жилет, белая батистовая рубашка с галстуком, брюки, туфли–лодочки, перчатки и шелковый складной цилиндр.
Цилиндр-шапокляк. Англия. Лондон. Кон. XIX в. Шелк, хлопчатобумажная ткань, картон, металл.
Цилиндр-шапокляк. Англия. Лондон. Кон. XIX в. Шелк, хлопчатобумажная ткань, картон, металл.

Из мужских украшений допускались булавка для галстука и часы.
Перчатки мужские. Франция. Кон. XIX в. Кожа.

И еще непременно перчатки - обязательная принадлежность бального костюма и кавалера, и дамы. Перчатки изготавливали из лайки, замши, кружева, бархата, парчи, иногда украшали вышивкой и драгоценными камнями.

Щипцы для растягивания перчаток. Россия. Кон. XIX – нач. XX вв. Кость, металл.

Надо сказать, что количество индивидуального бального «прикида» определяло и длительный процесс сборов, который превращался в настоящий хлопотный ритуал, когда в доме была задействована практически вся прислуга.

Рукоять трости «девушка». Россия. Кон. XIX – нач. XX вв. Кость, резьба.

И тем не менее, эту суету все любили, ждали с нетерпением и трепетом, поскольку именно на балах чаще всего происходили судьбоносные встречи и события.

PS. Подлинные элементы бальной одежды всегда можно увидеть в постоянной экспозиции музея-заповедника «Мир провинциальной усадьбы». В этом же зале меняющиеся мини-выставки представляют широчайший спектр самых модных бальных аксессуаров ушедшего времени.