2 июля в России отмечается Праздник трезвенников и язвенников. «Родитель» этой памятной даты неизвестен, но отметить ее стоит хотя бы экскурсом в историю культуры пития.
Веселящие вина и настойки всегда являлись неотъемлемой частью различных застолий. Еще в XVI веке Иваном Грозным в слободском дворце устраивались пиры, на которых потчевали гостей винами заморскими и напитками русскими: пивом и медами сытными.
«В нашей коллекции есть несколько очень ценных разновидностей емкостей для вина. Это кумганы, в которых хранили напитки, а также чаши для угощения – кубки и чарки (богатый декор, различные формы). У нас есть чарки, принадлежавшие царице Марии Ильиничне Милославской, а также ее дочерям – царевнам Марфе и Феодосии. Из серебряных чарок пили светлые меды, из золотых темные. Эксклюзивным можно назвать и кубок «Виноградный», – поделилась хранитель коллекций музея-заповедника «Александровская слобода» Вера Пасторова.
Угощали гостей и водкой. На Руси водка появилась еще в XIV веке. Торговали этим напитком генуэзские купцы. Продавали ее в стеклянных сосудах за высокую цену как «жизненную воду» – целительный бальзам. Рецепт изготовления держался в секрете. Весь свет считал, что этот напиток добывается с помощью философского камня».
В XV веке продажа водки была вольная, но поскольку излишнее потребление ее причиняло разорение семействам, то это побуждало великих князей ограничивать неумеренность пития. Однако царь Иван Васильевич построил в Москве на Балчуге для опричников кабак и дозволял им пить там сколько угодно. Двери в это заведение открывались и для простых людей, но лишь на Святую неделю и Рождество. А во всякое другое время за пьянство велел он сажать в тюрьму. Стоглавый собор 1551 г. запрещал пить водку, не только в кабаках, но даже дома.
Не раз обращается внимание на пьянство и питье спиртных напитков в Домострое. В «Наставлении от отца сыну» было записано: «от хмельного питья откажись, ибо пьянство болезнь, и все люди послушно им заражаются. Здесь же можно прочесть в «Наказе женам о пьянстве и о хмельном питие»: «А у жены никак, никогда и никоим образом хмельного питья бы не было, ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений».
При Петре I издаются «Показания к житейскому обхождению», где указывалось о потреблении вина: «Первый не пей, будь воздержан. Когда тебе предложат, то бери сколько тебе потребно: пьют зелье крепкое из чарки маленькой, а слабее из той, что поболе. Не перепутай! Помни - алкоголь развязывает язык и связывает разум...».
«Изображение пьянства как большого зла отразилось и в художественных произведениях. На одной из литографий XIX в., хранящейся в фондах, изображено древо зла, где показаны человеческие пороки, в основе которых лежит пьянство. На борьбу с пьянством направлена и сатира. В одном еженедельном юмористическом журнале «Листок-Копейка» помещена карикатура на пьяницу с надписью: «Окончен буйный пир, настала тишина и мир», – рассказала хранитель коллекций музея-заповедника «Александровская слобода» Елена Жесткова.
А завершить экскурс хочется призывом поэта Саши Черного, который в 1908 г. написал:
«Мужичок, оставьте водку,
Пейте чай и шоколад,
Дума сделала находку;
Водка - гибель, водка - яд»
Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».