Выставка "Душа, открытая миру"
Глеб Матвейчук
Выставка "Дед Мороз и КО"

100 лет вместе. Музей, события, люди

"Железка", дающая жизнь

   Многие из нас, отправляясь в дорогу, предпочитают поезда. Правда, они не могут двигаться со скоростью самолёта, но зато доставляют прямо в нужный пункт и почти не зависят от капризов погоды. Железные дороги занимают огромное место в нашей жизни. А задумывались ли вы, как давно они появились в александровском районе? По современным меркам совсем недавно – 147 лет назад.
   В 1867 году правление Московско-Ярославской железной дороги ходатайствовало о продолжении ее строительства от Сергиева Посада до Ярославля, направление предполагалось на Переславль-Залесский, в обход Александрова. Много усилий приложили александровские купцы и промышленники В.П. Зубов, О.А. Семенов и Н.И. Баранов, чтобы изменить проект и направить дорогу через Александров. Изменение утвердили 7 июня 1868 года. Так в 1870 году железная дорога пришла в Александров. Наши купцы, понимая, что без нее не будет развития производства, внесли 100 тысяч рублей на это строительство. А всего стоимость маршрута Сергиев Посад - Александров составила 4 миллиона рублей. Александров стал относиться к станциям 2-го класса, с двухэтажным деревянным вокзалом, амбулаторией и техническими службами – водоёмным и водоподъёмным зданиями, локомотивным и вагонным депо и другими строениями. Но купцы на этом не остановились: в 1871 году была построена ветка Александров – Карабаново протяжённостью 10 вёрст, затем Карабаново – Киржач. А с вводом в 1896 году участка Александров – Юрьев–Польской станция Александров стала узловой и была причислена к 1 классу. Через семь лет, в 1903 году, рядом со старым вокзалом построили новый, кирпичный. Прежнее здание выкупил купец Мягков и перенес его на улицу Московскую, где 18 марта 1917 года состоялось первое собрание большевиков Александрова.
    В фондовом собрании музея-заповедника сохранились фотографии, отражающие многие важные события, которые связаны с александровской узловой станцией, и неразрывны с историей страны.
     В 1887 году в Александров на празднование 100-летия расквартированного в городе гренадёрского сапёрного батальона приехал московский генерал-губернатор и командующий войсками Московского военного округа великий князь Сергей Александрович Романов. Его встречал на станции почётный караул со знаменем и оркестром, а также предводитель уездного дворянства С.С. Стромилов и городской голова Обрезков, который поднёс великому князю хлеб-соль на серебряном вызолоченном блюде чеканной работы. В 1913-м, в год 300-летия династии, Николай II, совершая поездку по "памятным местам", не пожелал видеть "бунтарский город" и повелел закрыть все окна в вагонах. Припомнил он события 1905 года, которые во всех учебниках истории советского времени именовались как "Александровская республика". В 1917 году в депо прошёл митинг присоединившихся к революции, и в Александровский Совет рабочих депутатов вошли железнодорожники. В 1920 г. на вокзале останавливался агитпоезд "Октябрьская революция", на котором по Заволжью, Уралу и Сибири совершал поездку "всесоюзный староста" М.И. Калинин. На долгие годы запомнилось горожанам и прибытие челюскинцев с О.Ю. Шмидтом, участников знаменитого ледового дрейфа в 1934 году. Паровоз встречали многочисленные делегаты от предприятий с цветами и подарками. А в 1938 году вновь на вокзале звучал духовой оркестр, было море цветов и улыбок. Это приветствовали первых женщин Героев Советского Союза: Раскову, Гризодубову и Осипенко, совершивших беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток.



Встреча челюскинцев. 1934 г.

   Великая Отечественная война явилась огромным испытанием для железнодорожного транспорта страны, от его работы требовалась особая оперативность, слаженность и чёткость. Осенью 1941 года (наступление немцев на Москву) из десяти веток московского узла работали лишь Ярославская и Горьковская железные дороги. Другие линии были отрезаны противником. В этот период Александровский узел стал базой переброски стратегических грузов для нескольких фронтов. Создавали паровозные колонны особого резерва, передвижные депо. Они могли работать на любом участке: подвозить к прифронтовой полосе войска, боевую технику, быстро восстанавливать разрушенное железнодорожное полотно. В такое Военно-эксплуатационное объединение–28 (ВЭО), сформированное в Ярославле, попало 20 александровцев. Одним из них был Николай Михайлович Копеечкин, известный в городе паровозный машинист, «Почётный железнодорожник», «Ударник Сталинского призыва», награждённый в годы войны многими орденами и медалями. О его мастерстве до сих пор ходят легенды - стахановец, водивший под бомбёжками воинские и санитарные эшелоны. Каждый такой рейс был подвигом: составы в основном шли без прикрытия авиации, а рельсы исключали маневрирование.
    В годы войны интенсивность перевозок увеличилась многократно, что требовало от машинистов огромного напряжения. Люди работали бессменно по 50-60, а то по 100 часов. Среди них были Григорий Петрович Грязнов и Александр Никитович Яковлев, оба машиниста награждены высшей наградой – Орденом Ленина. В то время на помощь мужчинам пришли женщины. Клавдия Тимофеевна Карпова стала одной из первых, она водила санитарные и грузовые составы до Москвы, Ярославля, Юрьев–Польского, Орехово-Зуева. Об их трудовом военном подвиге рассказывают документы, которые хранятся в фондах музея. Они же свидетельствуют о том, что не было у железнодорожников «легкого времени» и в мирные дни, ведь не зря стальные магистрали, подчеркивая их значимость, называют «жизненными артериями страны»…


 Яковлев А.Н. на паровозе.


Удостоверение паровозного машиниста Карповой К.Т.

    Сейчас через станцию Александров ежедневно проезжают тысячи пассажиров, огромное количество грузов. Благодаря прогрессу расстояние между Александровом и Москвой можно преодолеть менее чем за два часа. И то ли ещё будет!
      Поэтому в преддверие Дня железнодорожника сотрудники музея–заповедника искренне поздравляют всех, кто имеет отношение к этой важнейшей профессии. Пусть удача будет на вашей стороне, счастье станет верным другом, а любовь смыслом жизни!

Елена Лихонина,

музей-заповедник.

Назад
scroll
')

Уважаемые посетители! Просим вас принять участие в оценке деятельности учреждения. Это не займет больше двух минут. Ваше мнение очень важно для нас, и поможет нам стать лучше! Спасибо!