В коллекции музея-заповедника «Александровская слобода» достойное место заняла интересная и очень приятная вещь, а, точнее, - вещица. Экспертное заключение обозначает ее как «флакон парфюмерный». Находился предмет у коллег во Всероссийском художественно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря на реставрации, благодаря чему обрел первозданный вид и экспозиционную жизнь.
Поступил он в музей от наследников старинного рода Лавровских, но в неудовлетворительной сохранности и более 20 лет ждал обновления, с чем отлично справились реставраторы. Флакон почистили, укрепили трещины, восполнили утраты, покрыли специальным составом, и сосуд середины XIX века буквально преобразился, а экспертиза определила его как богемское стекло. (Его производили в регионах Богемии и Силезии, сейчас это Чехия. Оно веками ценится в мире за высокое качество, мастерство изготовления, красоту, эксклюзивный дизайн).
«Богемское» происхождение флакона подтверждают его пропорция, вытянутая как бы в струнку, и изящная пробка, будто парящая над горлышком. Пузырек непрозрачный, матово-белого цвета, опаловый, такой вид называли еще глухим, или костяным. Узкое высокое горло обвито толстой стеклянной нитью в виде змеи. По краю горлышка пущен венчик-ламбрекен. Завершает сосуд пробка в виде цветка на ножке. Все эти элементы нежно-зеленого цвета, прекрасно гармонирующего с опаловым и в сочетании дающем особую нежность. Это очень характерно для богемского стекла, особенно змейка, обвивающая горлышко. Такое изображение восходит к средневековью, когда сосуды украшали «налепами», эта пластическая декорация особенно близка европейской эстетике и была характерна для статусных вещей.
Музейный парфюмерный флакон, в котором более 150 лет назад хранились изысканные духи, реставраторы обновили как нельзя кстати: ближе к лету музей-заповедник представит интересный выставочный проект «Дань моде», и такие милые экспонаты станут его аксессуарами.
Сегодня свое место в хранилище музея-заповедника «Александровская слобода» вновь заняли элегантные женские туфли. Их практически вернула к жизни штатный реставратор Инна Пахомова, благодаря которой многие предметы обрели первозданный и презентабельный вид. «Нам важен каждый такой предмет, так как в нынешнем году в музее будет выставка «Дань моде», и, конечно, ретро-обуви будет отведено особое место», - отметила зав. отделом музея-заповедника «Александровская слобода» Анастасия Листопад.
Туфлям более 160 лет, специалисты датируют их примерно 1860 гг. XIX века. Понятно, что внешний вид пары из льна, атласа и шелка был удручающий: даже их первоначальный розовый цвет просматривался лишь кое-где у подошвы, не говоря о санитарном состоянии и сохранности вышитого гладью растительного орнамента, тонкого кружева, бисера, золотых пайеток, лент и кожаных частей… Все это было скрупулезно очищено, восстановлено, подклеено и обновлено. Туфли нарядные, дорогие и, скорее всего, приобретены состоятельной дамой для балов и выходов в свет. Сложно сказать, как выглядела их хозяйка, но вот ножка у нее была явно не «золушкина»: длина туфельки – 24 см, т.е. в наше время 37,5 размер. Известно, что люди ушедших веков в основном были намного миниатюрнее, чем современники. И еще интересная деталь: пара не делилась, левая и правая туфли приобретали «свою» ногу в процессе носки.
Музейщики уверены, что «обувной» ряд будущей выставки не разочарует ассортиментом и любопытными нюансами.
В нынешнюю субботу можно с пристрастием обратить внимание на быт, гардероб и неотложные дела. Например, посетить мастера-сапожника и продлить жизнь любимой обуви, тем более, что сегодня день, отдающий дань этой профессии – Международный день сапожника! И как раз накануне из реставрации в хранилище музея-заповедника «Александровская слобода» возвратились очаровательные туфли. Правда, вторую жизнь им дала штатный реставратор Инна Пахомова, но ее работа поистине мастерская, достойная похвалы сапожника-виртуоза!
Фотография пары до восстановления не передает ее плачевное состояние. «Туфли были полностью загрязнены. Кроме того, атласная ткань на лицевой стороне очень потерта, шелковые нити разрушены и по большей части утрачены. На каблуке левой туфли многочисленные повреждения, вмятины. Атласные ленты сильно посечены, с разрывами в середине …и т.д.», - отмечает реставратор музея-заповедника И.В. Пахомова. Но туфельки имеют свою интересную историю, уходящую в далекую жизнь уездного Александрова.
Они поступили в собрание «Александровской слободы» по акту от 24.08.1979 г. от Павловой С. Х., экспертиза подтвердила их подлинность, «возраст» и т.д. Серафима Христофоровна Павлова - дочь Христофора Алексеевича Павлова (1843-1916) – александровского купца, торговавшего железным, медным, скобяным и москательным товарами, изразцами, белым кирпичом, войлоком разных сортов, цементом, коврами, клеенкой, обоями, умывальниками, кроватями, матрацами и прочим. На улице Кокуиха (ныне это часть Первомайской, от Советского пер. до набережной реки Серой) имел деревянный дом с каменным нижним этажом, 3 лавки и кузницу. А его отец - Алексей Иванович – тоже местный купец, был женат на Аграфене Андреевне Первушиной (ее папенька - Андрей Андреевич Первушин, купец уже 1-й гильдии и Потомственный почетный гражданин).
Можно с уверенностью говорить, что столь дорогие туфли радовали их обладательницу примерно в 1870-1880 гг., датировать обувь позволяет форма каблука. Он невысок, 4 см, деревянный, но изогнутый внутри и снаружи (так называемый французский), расширяется книзу. Лицевая сторона обтянута белым атласом; подкладочная ткань, стельки, высокие кожаные задники того же белого цвета. Атласная лента в «рубчик», которая завязывалась на щиколотке, украшения на мысках туфель в виде бантов, а также использованные материалы были характерны для дорогой вечерней и бальной обуви.
Можно представить, как в столь красивой обуви блистала родственница Х.А.Павлова на приемах и балах. В канун новогодних праздников «новенькие» туфли украсят музейную экспозицию благодаря Инне Пахомовой – музейному реставратору и «обувных дел» мастеру.
В музей-заповедник «Александровская слобода» с реставрации вернулся редкий нательный крест сер. XVII в. (Россия).
Нагрудные кресты того времени отличаются сложностью и декоративностью, меняясь от лаконичных к вычурному барокко. В наше время заполучить в коллекцию образец подобной формы – большая удача! У музейного экземпляра – шлемовидная форма, которая тогда только появляется. В центре – Голгофский крест с орудиями страстей и головой Адама, обрамленные в дуги-круг. Такое изображение символизирует евангельскую фразу о Христе: «Я свет всему миру...», а выпуклые шарики на дугах – четыре Евангелия. На обороте – молитва. Обычно там размещались тексты просительных молитв. В квадратных медальонах до сих пор видны остатки зеленой эмали («растительный» цвет – символ победы над смертью и Вечной Жизни, дарованной Спасителем). Сам крест – медный, литой.
В начале года семейную реликвию, которая является по сути раритетом, подарил(!) музею наш земляк Андрей Сергеевич Процик. За три столетия крест почти утратил эмалевое покрытие, одна лопасть была отломана (хорошо, что не потерялась!). Кроме того, он подвергся сильнейшей коррозии, приобрел потертости и царапины.
Возрождая предмет к жизни, художнику-реставратору высшей категории Виктору Юрьевичу Астафьеву пришлось изрядно потрудиться. На лицевой стороне еще оставались фрагменты эмали, очень важно было сохранить ее и защитную патину («налет» под коррозией), иначе в процессе реставрации были бы утрачены надписи и орнамент. Поэтому сначала В.Астафьев укрепил эмаль, а потом аккуратно расчистил крест от загрязнений и ржавчины. Работа тонкая, почти ювелирная, и велась она довольно долго под микроскопом с помощью медных стеков-иголочек. Напоследок вернулась на место лопасть.
Теперь раритет займет достойное место в экспозиционном пространстве «Марфиных палат», рассказывающих об истории дворцовой вотчины в правление Романовых и пребывании в Слободе сестры Петра I царевны Марфы.
Музей-заповедник «Александровская слобода» приобрел и отреставрировал редкий предмет художественного литья XVI-XVII вв., изготовленный в северной Европе – подвесной рукомойник (сосуд для умывания). На сегодняшний день в музейных собраниях страны выявлены всего два аналога этого экземпляра (ГИМ и Музей Москвы). «Слободской» рукомойник очень интересен по исполнению. С двух сторон – выливные носики-головы на изогнутых шеях, на ободке «сидят» мужские фигурки в высоких шапках, к человечкам крепится подвесное коромысло с навершиями также в виде мифических голов. На откидной крышке ручкой (хватком) служит миниатюрный петушок. Столь «художественный» рукомой могли позволить себе только в очень зажиточных домах. Надо сказать, что в том виде, в котором предмет попал в музей, экспонировать его было невозможно. Помимо коррозии и патины некоторые детали были попросту отломаны. Благодаря реставратору высшей категории, давнему другу музея Виктору Юрьевичу Астафьеву раритет «вернулся к жизни» и «помолодел». В России для мытья рук чаще служил медный кувшин (кумган), зато подвесной был удобнее. Его называли по-разному, но в нашей стране с XVI в. закрепилось название «рукомойник». Приобретение «Александровской слободы» – литой сферический рукомойник с двумя носиками – особым спросом пользовался в Европе, именно поэтому для отечественных музеев он – большая редкость. Подтверждением популярности на Западе служат многочисленные изображения в средневековой живописи. Судя по сохранившимся в России единичным образцам «рукомойников скандинавского типа», в то время они не поставлялись из-за границы на продажу, а привозились по случаю. В планах у музея приобрести тазу или лохань той эпохи, которые подставляли под рукомой. Но, поскольку подобные предметы встречаются редко, пока сотрудники заняты поиском предложений.
С реставрации в музей-заповедник «Александровская слобода» вернулся кокосовый кубок «Сова». Он поступил в музей еще в 1966 г. из ГИМа.
В 2005 году специалисты пришли к выводу, что изготовлен он в XVI в. в Брюсселе. Но клейма находились в труднодоступном месте (под хвостом), причем одно из них сбито, и рассмотреть их для уточнения было проблематично.
Теперь же появилась возможность открепить детали – голову, крылья, хвост – и клейма удалось исследовать. Век производства подтвердился, а вот место изменилось – уверенно можно сказать, что изготовили кубок в Германии, а вот городское клеймо – одноглавый орел – указывает сразу на несколько возможных локаций – Аахен, Франкфурт-на-Майне. Авторское клеймо – соединенные латинские буквы «H» и «S» - тоже не дало точного ответа, поскольку подобные использовали разные мастера.
Интересна «рекламная» надпись на металлическом ободе (шее совы). Приблизительный перевод гласит: «Кто из меня пьет, тот становится веселым».
Главный хранитель музея-заповедника «Александровская слобода» Е.В. Жилкина рассказывает: «У совы были утеряны глаза. Чтобы понять, какие именно нужно вставить, мы стали искать аналогичные кубки. Нам удалось найти лишь три подобных: в Музее серебра (Антверпен), в Музее Валькхофа (Нидерланды), в Музее Виктории и Альберта (Лондон). Специалисты пришли к выводу, что глазами совы могли служить изумруды. Для имитации мы подобрали близкие к ним нефриты. У аналогов на лапке прикреплен бубенчик, а у нашей – на левой лапке отверстие. Вполне вероятно, что бубенчик тоже был.»
Кстати, на Руси кокосовый орех называли «индийским». Европейские, мастера обратились к этому экзотическому материалу в период великих морских открытий — в связи с активной торговлей. Полированные или покрытые резьбой орехи зачастую оправляли в золото и серебро, украшали драгоценными камнями – и получались шедевры, какие не стыдно подарить даже царю!
Недавно из Всероссийского художественного реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря в музей-заповедник «Александровская слобода» вернулся барельеф. В изначальном акте поступления от 1927 г. он числился как «Барельеф Крузенштерна» из совхоза Завалино. Но, как выяснила хранитель музейных предметов И.А. Короткова, к семье знаменитого мореплавателя он не имеет ни малейшего отношения.
Недавно из Государственного НИИ реставрации (ГОСНИИР) вернулись эмалиевые дробницы XIX века: «Воскресение Христово», «Успение Богоматери», «Евангелист Иоанн», «Евангелист Марк» и «Св. Василий Великий». Музей-заповедник выражает глубокую признательность реставраторам П.Г. Белкину и М.Ф. Дубровину, проделавшим кропотливейшую работу по восстановлению финифти.
Финифтяные дробницы поступили в собрание музея-заповедника «Александровская слобода» в 1920-х годах из Успенского девичьего и возможно, из Свято-Зосимовой пустыни. Есть вероятность, что дробницы были вмонтированы в оклад Евангелия, но были сняты и хранились отдельно. Акты приема, к сожалению не сохранились. Поэтому точных сведений о поступлении предметов в музее на сегодняшний день нет. С большой долей вероятности можно судить, что эмалиевые миниатюры изготовлены в стенах Спасо-Яковлевского монастыря Ростова Великого.
Продолжаем серию «реставрационных» репортажей. Кстати, теперь они все будут собраны на сайте «Слободы» в разделе «Музей онлайн» «Предмет воссозданный: до и после».
Сегодня мы представляем восстановленное и почищенное серебряное кадило кон. XVII века (Россия). Отдельное спасибо мастеру – художнику-реставратору высшей категории, а «по совместительству» – давнему другу и партнеру музея Виктору Юревичу Астафьеву!
В музейной мастерской раритеты обретают вторую молодость. С 1993 г. мы сотрудничаем с художником-реставратором Максимом Владимировичем Чижовым. За эти годы в его руках побывало множество фондовых «редкостей».
На сей раз два предмета «из разных социальных слоев» – восстановление уникального экспоната – кассоне (сундук-ларь) (Италия, XV-XVI вв.) и лохани (Александровский район, с. Рюминское, кон. XIX – нач. XX вв.)
Предлагаем посмотреть, как художник-реставратор Красулина Светлана Вячеславовна (ВНПАО «Владимирреставрация») меняет подрамник картины О.Н. Вишнякова «Смутное время» (1993 г.) в обновленной экспозиции «Александровская слобода XVII-XVIII вв. Успенская обитель» в Распятской церкви-колокольне. В процессе реставрации полотна проведены следующие работы: демонтаж подрамника с заменой на новый экспозиционный, натяжка на него холста с использованием держателя и молоточка, необходимая тонировка картины.