купить билет
Пешеходная экскурсия по городу
Собери пазл
Выбор путешественников
Пушкинская карта
Объясняем.рф
Выставка "Открывая имена"
Конференция "X Зубовские чтения"

Новости

  • 06.10.2022 – 06.11.2022
    Всероссийская конференция "X Зубовские чтения"
    На светодиод зубовские.jpg
      10-11 октября в музее-заповеднике «Александровская слобода» состоится Всероссийская научно-практическая конференция X Зубовские чтения по теме: «Русское средневековье и современный музей». Она проходит в «Слободе» регулярно уже более двух десятилетий и названа так в честь выдающегося земляка, ученого-энциклопедиста Василия Павловича Зубова, за разносторонность интересов именуемого «русским Леонардо». В программе ожидается более 40 докладчиков.
       Впервые во время открытия форума пройдет акция «День дарителя» - чествование меценатов, благотворителей, коллекционеров, благодаря которым музейное собрание пополняется средневековыми раритетами.
    На слушания приглашаются специалисты и любители истории.

  • 05.10.2022 – 05.11.2022
    «Лицевой букварь» Кариона Истомина
    Букварь_на сайт.jpg
    Сегодня страна чествует учителей. Это профессия, с которой начинается осознанная жизнь маленькой личности. Мы приводим в школу малышей, а выпускаются наполненные разнообразными знаниями индивидуальности – будущие врачи, строители, юристы и т.д. Начинается «волшебство превращения» с момента, когда наставник знакомит ребенка с букварем. Та самая книга, что учит важному умению читать, а значит впитывать, анализировать, погружаться в разные миры! Поистине уникальное пособие, пережившее не одно столетие, остается по-прежнему актуальным.
    В музее-заповеднике «Александровская слобода» хранится реплика первого русского иллюстрированного учебника - «Лицевой букварь» Кариона Истомина (1694 г.), образованнейшего человека своего времени. Он не только занимал ответственную должность «справщика» (редактора) Печатного двора, но и много времени отдавал литературным переводам, выполнял обязанности придворного поэта и учителя царских детей, а также создал ряд пособий для воспитания и обучения. Лучшим из них по праву считается «Лицевой букварь».
    Работа над ним продолжалась несколько лет. Первый рукописный экземпляр, великолепно расписанный золотом и красками, Истомин подарил матери Петра I, царице Наталье Кирилловне, для ее внука, царевича Алексея, а спустя два года книга была выпущена тиражом на Московском Печатном дворе.
    Букварь содержит 44 страницы, иллюстрированные изображениями людей, животных, птиц и растений, предметов труда и быта. «Да что видит учащийся, сие и назовет», - раскрывает автор в предисловии свой педагогический прием. Принцип наглядности проведен по всему букварю. Каждой букве русского алфавита отведена отдельная страница. Вверху помещено изображение инициала – заглавной буквы в виде человека в соответствующей позе, ниже ее написание в различных алфавитных системах – славянской, греческой и латинской. Вот, например, юноша и девушка взялись за руки, образуя букву М, человек в доспехах держит жезл так, что читается Х. На все буквы алфавита Карион Истомин сочинил нравоучительные стихи. Например, на странице, посвященной букве К, помещены такие строки:

    Како кто хочет видом сий познати
    В первых вещей сих будешь то писати.
    Киты суть в морях, кипарис на суши,
    Юный отверзай в разум твоя уши.
    В колесницу сядь, копием борися,
    Конем поезжай, ключем отоприся…

    Завершается букварь оригинальной заставкой с припиской: «Сей Букварь сочинил иеромонах Карион, а резал Леонтий Бунин». Действительно, мастер Оружейной палаты Бунин по рисункам художников–иконописцев выгравировал на медных листах все страницы, после чего они были напечатаны в типографии.
    «Лицевой букварь» стал первым в России иллюстрированным изданием для детей, поскольку Карион Истомин был сторонником наглядного обучения. Судя по сохранившимся экземплярам, этими книгами пользовалось не одно поколение усердных учеников вплоть до XIX века.

    Е. В. Жилкина,
    главный хранитель музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 04.10.2022 – 04.11.2022
    Вместе мы поддержим своих
    7.png
    Движение #МЫВМЕСТЕ появилось в 2020 году как реакция неравнодушных граждан на пандемию коронавируса. За два года оно окрепло и превратилось в общественную организацию, которой стала по плечу поддержка наших граждан во время проведения специальной военной операции. Помощь волонтеров получили сотни тысяч беженцев. Сейчас движение усиливается в беспрецедентном масштабе и приходит в каждый дом, где был мобилизован сын, муж, отец, брат, внук.
    С 29 сентября запущена работа сервисов народной поддержки: штабы #МЫВМЕСТЕ по новым направлениям работы, а также обновленный сайт мывместе.рф и горячая линия.
    Штабы #МЫВМЕСТЕ будут открыты на базе 85 ресурсных центров добровольчества (Добро.Центров); 84 клубов #МЫВМЕСТЕ; более 250 вузов; иных объектов инфраструктуры (в том числе, на базе федеральных центров).
    Приоритетными направлениями работы штабов #МЫВМЕСТЕ станет помощь военнослужащим и мобилизованным гражданам, а также их семьям по самым различным вопросам, включая бытовую помощь и психологическую поддержку.
  • 04.10.2022 – 04.11.2022
    На «Государевом дворе» - экспонаты-новички
    IMG_5073.jpg
      По заказу музея-заповедника «Александровская слобода» была выполнена серия картин, наглядно показывающих роскошь убранства и архитектуры Домового храма Ивана Грозного. Их автор - Заслуженный художник РФ В.А. Бычков - писал свои полотна непосредственно в средневековом антураже.
      Домовый храм является редчайшим в типологическом отношении памятником русской дворцовой архитектуры XVI века. Он служил для уединенных молитв царя Ивана Грозного. Судя по богатству отделки, церковные порталы выполнены итальянскими мастерами.
      Роспись шатра церкви, созданная в 60-70-е гг. XVI в. по заказу самого царя, уникальна как в плане того, что шатровые церкви XVI в., как правило, расписывались «под кирпич», так и иконографии. По мнению известного искусствоведа В.Д. Сарабьянова, ее сюжет является программой богоизбранности первого русского царя. Сохранившаяся в шатре и алтарной апсиде стенопись Домового храма, являлась первым опытом подобной декорации, не знающей аналогов в древнерусском искусстве XVI – XVII вв.
      Как написала в экспертном заключении заведующая научно-экспозиционным и выставочным отделом музея-заповедника «Александровская слобода» А.В. Листопад: «Художественные произведения В.А. Бычкова могут быть активно использованы в экспозиционной и выставочной работе и займут достойное место в коллекции музея-заповедника и в Музейном фонде РФ».
      Теперь на главной музейной экспозиции «Государев двор» можно видеть три наиболее важных элемента внутреннего убранства Покровской церкви.

    Пресс-служба музея-заповедника
     «Александровская слобода».
  • 03.10.2022 – 03.11.2022
    Сегодня – День архитектуры!
    Троицкий собор.jpg
    И памятники музея-заповедника «Александровская слобода» имеют к означенному дню самое прямое отношение. До нашего времени сохранилось лишь четыре храма, связанных с эпохой Грозного, поскольку деревянные строения, галереи, соединяющие храмы и терема Государева двора, были уничтожены в начале XVII века во время Смуты. В середине XVII в. на территории Слободы учрежден Свято-Успенский женский монастырь, этот период характеризовался активной монастырской застройкой, сильно исказившей облик средневековых памятников.
    Царский ансамбль, пусть и неполный, стоит, как известно, 509 лет и за это время его «лечили», к сожалению, редко и в основном фрагментарно. Ведь работы эти могут проводить лишь специалисты. Так, архивные материалы по монастырю от 1753-56 гг. свидетельствуют, что даже в то далекое время «ремонтные работы по древним зданиям не мыслились без участия архитектурных работников». Век спустя такие работы, достаточно обширные, проводились под руководством придворного архитектора А.П. Евлашева, его считал своим лучшим учеником знаменитый Растрелли…
    Как здорово было бы узнать, каким видели предки наш кремль! Но увы… Лишь в конце XIX в. был впервые запечатлен на фото наш ансамбль и даже интерьер и отдельные элементы. Автором снимков стал один из первых русских фотографов-профессионалов, занимавшихся съемкой исторических мест, И.Ф.Барщевский (работой руководил академик архитектор В.В.Суслов). За сотню с лишним лет историю «жизни» кремля можно проследить, благо, всегда были и до сего дня есть фотолюбители и почитатели неповторимой красоты кремля Ивана Грозного.
    Пресс-служба
    музея-заповедника «Александровская слобода».


  • 30.09.2022 – 30.10.2022
    Концерт «С любовью в сердце. Сергей Есенин»
    IMG_5056_сайт.jpg
      29 сентября в музее-заповеднике «Александровская слобода» с успехом прошел еще один концерт из цикла «Слободские вечера». Такие встречи традиционно устраиваются в уютной, почти «домашней» атмосфере «провинциального салона» кон. XIX – нач.XXвв., где собиралась творческая элита. Подробнее о проекте рассказывает зам.директора по научно-просветительской работе Л.А. Зарайская: «Автором идеи этого цикла стала наш директор Алла Сергеевна Петрухно. На музыкальных вечерах здесь звучат произведения, популярные более века назад. Это не просто концерты, здесь происходит погружение в эпоху – соединяются великолепный «созвучный» интерьер, музыкальное и поэтическое слово. Проект востребован, на него много запросов. Радует, что в этот раз было много молодых, в том числе по Пушкинской карте. Надеемся, что тенденция сохранится и умножится!».         Артисты Музыкально-просветительского театра Владимирской областной филармонии специально для музея создали музыкально-литературную композицию «С любовью в сердце. Сергей Есенин», и премьера состоялась в «Слободе» же в преддверие дня рождения великого поэта. 
       В писательских кругах его называли «рязанским Лелем», «московским хулиганом». А сам себя он считал последним поэтом деревни, и не напрасно! Ведь каждое произведение «певца России» пронизано любовью к Отчизне, к родной природе, к людям. Не случайно «народный» Сергей Есенин – один из самых читаемых в наше время поэтов. Кстати, он из тех редких «понятных» авторов, чье творчество можно встретить в учебниках литературы с 1 по 11 класс. (Наверное, поэтому в зале было очень много молодежи.) 
       Это далеко не первая постановка Театра, который сотрудничает с музеем уже много лет. Из самых ярких – летний концерт «Я всегда хотела любить» (о жизни Марине Цветаевой). Композиции получаются очень «живыми» и разноплановыми, с большим количеством участников.
        Сами актеры приезжают в Музей Ивана Грозного с удовольствием. Дария Семина, солистка Театра, старший преподаватель ВлГУ, директор международного фестивального проекта "ZЛАТЫЕ ВРАТА" имени Ларисы Семиной: «С особым трепетом мы готовим программы для «Слободы». Для нас это место, где мы глубоко впитываем историю, культуру России. А благодаря неповторимой атмосфере гостиной концерты здесь получаются особенно камерные, уютные. Надеемся вернуться сюда еще не раз с разными проектами. Спасибо, «Александровская слобода», за возможность реализовывать здесь интересные творческие идеи!» Кстати, вполне возможно, что наряду с новыми постановками Есенин «вернется» с концертом вновь – столько желающих не смогли купить билеты.
     Пресс-служба музея-заповедника 
     «Александровская слобода».
  • 29.09.2022 – 29.10.2022
    Арт-медиация как новое направление музейной деятельности
    WhatsApp Image 2022-09-29 at 12.35.24_3.jpeg
    Сотрудники музея-заповедника «Александровская слобода» постоянно повышают квалификации. Заведующая отделом организации экскурсий, программ и мероприятий Е.Н. Копейкина только что вернулась из Владимира, где она приняла участие в двухдневном научно-практическом семинаре «Современные тенденции и актуальные практики в работе с посетителями в музее». Мастер-класс давал отдел образовательных программ и практик «Русского музея», знакового учреждения культуры нашей страны.
    Его специалисты поделились креативным опытом продвижения музея и его проектов, а также взаимодействия с различными категориями посетителей, в том числе с ограниченными возможностями.
    Как сказала Екатерина Николаевна: «Программа семинара была очень насыщенной. Особенно интересным показался опыт внедрения арт-медиации по временным выставкам и постоянной экспозиции. Это новейшая разработка музея. Ее идея заключается в том, что под руководством музейного специалиста небольшая группа участников рассматривает произведения искусства и дает свое толкование увиденного. Возникающий диалог помогает не только лучше понять экспонат или картину, но и установить живой контакт между членами группы, что ценно в наше, крайне атомизированное время. Музейщик в данном случае выступает как медиатор, помогающий ориентироваться в искусстве. А в целом учебы была очень полезна – практический опыт ведущего музея, максимум полезной информации «без воды» пригодится в работе музея-заповедника».

    Пресс-служба музея-заповедника

    «Александровская слобода»

  • 28.09.2022 – 28.10.2022
    Музей как философия места
    OTegc1kOmMg.jpg
      Директор музея-заповедника «Александровская слобода» А.С. Петрухно приняла участие в большом «профессиональном» семинаре. По сообщению пресс-службы администрации области «… 26 сентября в Центре пропаганды изобразительного искусства начался трёхдневный методический семинар «Современные тенденции и актуальные практики в работе с посетителями в музее» с участием представителей Государственного Русского музея… В первый день работы семинара прошёл круглый стол на тему «Взаимодействие муниципальных, региональных и федеральных музеев: программы и проекты». В нём участвовали заместитель директора Центра Олег Гуреев, зам. генерального директора Русского музея Анна Цветкова. директор Муромского историко-художественного музея Альбина Анучкина, директор Гороховецкого историко-архитектурного музея Марина Павлухина, зам. генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Анна Горская, директор музея-заповедника «Александровская слобода» Алла Петрухно, директор Ковровского историко-мемориального музея Ольга Монякова, представители Департамента культуры и Русского музея».
       На круглом столе обсуждались также вопросы организации совместных проектов и варианты взаимодействия музеев разного уровня. Коллеги с интересом выслушали и подержали инициативу А.С.Петрухно о возможности реализации большого областного межмузейного проекта «Гений места», рамки которого очень широки. Это самые разные выставочные замыслы, единые тематические программы, объединенные туристические маршруты… Как пример, Алла Сергеевна предложила коллегам «выездные» выставки «Слобода – забытая столица» и «Барановские ситцы…», они хорошо знакомы музейщикам, много гастролируют по России и всегда вызывают интерес.
       Был затронут и серьезнейший вопрос о необходимости перестройки работы краеведческих музеев в соответствии с новым модельным стандартом, цель которого в конечном итоге – развитие, модернизация и оптимизация их деятельности. «Не случайно в настоящее время развитие краеведческих музеев обусловлено новой концепцией, обозначенной сегодня как «Новое краеведение». Цель его - удовлетворять потребность людей в самоидентификации, максимально приближаясь к местной канве, по которой человек может «выстроить» собственную память. По сути это философия места, она помогает осознать его специфику, уникальность и отличие от тысяч других мест…», - таково мнение признанного специалиста, директора «Александровской слободы» А.С.Петрухно.

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода».

  • 27.09.2022 – 27.10.2022
    Удивлять и принимать на позитиве
    P1010002_сайт.jpg
    Туристический бренд региона – Музей Ивана Грозного – обращается сегодня со словами поздравлений и благодарности ко всем партнерам, большим и малым турфирмам, и его величеству Посетителю. Повод прекрасный: нас объединяет 27 сентября - Всемирный день туризма! Никто не станет спорить, что этот праздник любопытных и любознательных любителей «движухи», которых невероятно трудно удивлять. И мы счастливы, когда это получается. Поэтому не будем утомлять нашей позитивной туристической статистикой, лучше процитируем приятные слова, сказанные в разное время VIP-гостями музея-заповедника.
    «Александровская слобода» - не просто географическое название. Нет на русской земле места, более отразившего одну из самых загадочных и значимых для истории русского государства эпох. Все памятники … произведения элитарного дворцового искусства, не имеющие аналогий среди построек XVI века. Именно музей представляет Александровскую слободу – древнюю загородную резиденцию, опричную столицу Ивана Грозного», - такие высокие слова от нашего коллеги АЛ.Баталова, заместителя Генерального директора Музеев Московского Кремля, безмерно вдохновляют.
    Не менее радостна оценка представителей Посольства Республики Беларусь А.Волкова и Н.Волковой: «Нам…до глубины души приятно увидеть, прочувствовать и прожить в процессе экскурсии историю государства Российского. Вашему Музею удалось оживить историю, которая живет в сердце каждого Славянина...».
    Томас Винклер, в недавнем прошлом Чрезвычайный и Полномочный посол Дании в России был в «Слободе…» не раз и сказал так: ««Это необыкновенное место, где создавалась российское государство, это земля, пропитанная мощной генетической памятью. Побывав здесь, каждый обретает дополнительные силы…».
    И в заключение восторженный эмоциональный посыл от Надежды Бабкиной: «…Великая история русского государства в надежных руках! Благодарю за познание истории!».
    На этом позитиве будем и дальше принимать всех гостей – сегодня и всегда!

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода».

  • 27.09.2022 – 27.10.2022
    Воины Сталинграда
    01.jpg
    Сегодня музей-заповедник «Александровская слобода» принимает участие в акции коллег. 15 октября исполнится 55 лет со дня открытия памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. В честь этого события музей-заповедник «Сталинградская битва» проводит межмузейную акцию «Воины Сталинграда».
    По хранящейся в фондах музея-заповедника «Александровская слобода» красноармейской книжке можно проследить боевой путь Анатолия Ивановича Куликова – от рядового танкиста до помощника командира взвода. Воевал он в составе 2-й бригады 51-го отдельного танкового полка, затем 88-го отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка прорыва. Судя по записи, под Сталинградом полк в составе 28-ой армии Сталинградского фронта воевал с 10 июля по 24 декабря 1942 года. О своем участии в боях старший сержант Куликов скромно говорил сотрудникам музея, что в его обязанности входило, «чтобы танк был всегда на ходу». Но он был отчаянно смелым танкистом. Кроме Сталинградской битвы Анатолий Иванович участвовал в освобождении Ленинграда, Киева, Кавказа, Варшавы и штурме Берлина. За свои боевые заслуги он награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, а также девятью медалями, включая «За отвагу» и «За боевые заслуги».
    Всего же на сталинградском направлении воевали три владимирские дивизии: 299-я стрелковая дивизия сформированная в г. Ковров, 316-я стрелковая дивизия из г. Вязники и 36-я гвардейская стрелковая дивизия, сформированная на базе 9-го воздушно-десантного корпуса в г. Киржач.
    На фото: А.И. Куликов в 1980-е гг., красноармейская книжка А.И. Куликова, медаль «За оборону Сталинграда» А.И. Куликова.
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»



  • 26.09.2022 – 10.10.2022
    Моноспектакль «Песня про купца Калашникова»
    баринов_концерт2022.jpg
    В Год культурного наследия на Государевом дворе прозвучат строки лермонтовской «Песни о купце Калашникове». Музыкально-литературная композиция станет культурной составляющей научной конференции «Зубовские чтения».
    Сюжет поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», который лег в основу концерта, разворачивается во времена русского Средневековья, в дни правления Ивана Грозного. В основе произведения — фольклорный сюжет, восходящий к народным песням о царе, многие из которых к XIX веку сохранились и были записаны. Эта поэма в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором.
    Поэму читает народный артист России Валерий Баринов в сопровождении Ансамбля «Рапсодия Оркестра имени Осипова» (художественный руководитель — Евгений Волчков). А яркие визуальные образы создаст зрелищная песочная анимация Лилии Равиловой.

    Стоимость билета: 1000 руб.
    Внимание!
    Информация для тех, кто приобретает билеты онлайн:
    нумерация билетов - условная. Рассадка свободная.
  • 25.09.2022 – 25.10.2022
    Дата в истории. Взятие Астрахани
    LLC.jpg
    Ровно 466 лет назад, а именно – 25 сентября 1556 г. Иван Грозный завершил присоединение Астраханское ханство к Русскому государству.
    Завоевывать ханство войску Ивана Грозного пришлось дважды. Первый раз астраханский отряд был разбит в июне 1554 года недалеко от современного Волгограда, и русские без боя взяли Астрахань 2 июля. В городе обосновался «союзник» московского царя – хан Дервиш-Али. Но в 1556 году он перешёл на сторону Крымского ханства, тем самым спровоцировав новый поход царя на отпавшие земли. Русское войско вновь нанесло поражение ханскому войску, на этот раз под самой Астраханью, и 25 сентября 1556 года вошло в город без боя.
    Взятие Астраханского ханства имело огромное значение в территориальном, политическом и экономическом отношениях. Вся Волга – от устья до дельты – стала русской. Влияние Московского государства распространилось на все Поволжье, вплоть до Кавказа. Ощутив силу русского оружия, в 1559 году князья Пятигорские и Черкасские попросили Ивана Грозного прислать им отряд для защиты против набегов крымских татар. Безусловную выгоду извлекли и русские купцы. Теперь караваны судов могли беспрепятственно проходить по Волге и затем по Каспию в Персию и Турцию.
    А что еще происходило во время правления Ивана Грозного? Об этом и многом другом вы можете узнать на экскурсиях и интерактивных программах музея-заповедника «Александровская слобода», в том числе с оплатой по Пушкинской карте.

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»

  • 23.09.2022 – 23.10.2022
    «Самозвонно, самодвижно и страннолепно…»
    chasi_.jpg
    Сегодня – осеннее равноденствие. День и ночь сравнялись в своих правах. Принято считать, что это всегда одно и то же число. На самом деле есть незначительные колебания «солнечного перехода» – примерно в три дня. В нынешнем году это 23 сентября. Теперь световой день будет сокращаться, а в 20-х числах декабря начнется обратный процесс. Известно, что в зависимости от этого раньше велся отсчет времени. И не только в традиционных солнечных часах. В музее-заповеднике «Александровская Слобода» имеются старинные башенные, которые тоже «жили по солнцу».
    В их истории до сих пор много неясного и неразгаданного. Известный краевед XIX века Н.С. Стромилов предполагал, что «сохранившиеся часы несомненно древнего фряжского дела…». Он относил их ко времени отца Ивана Грозного, великого князя Василия III, который под влиянием матери, византийской царевны Софии Палеолог, внес в новый столичный дворец и затем слободской многое, что возвеличивало московских государей.
    Но детали «слободских» часов указывают на XVII в. Они имели механизм боя, суточный завод обеспечивала двухпудовая каменная гиря. Циферблат не сохранился, но реставраторы смогли его воссоздать. Подобный изобразил и описал австрийский барон Августин Мейерберг, в 1661 г. побывавший в Москве.
    Счет таких часов был византийский, сутки делились на ночные и дневные часы; с восходом солнца бил первый час дня, а с закатом – первый час ночи. В начале декабря было 7 часов дня и 17 часов ночи, в начале июня наоборот и т.д.
    Середина циферблата «самых богатых часов в Москве» была покрыта голубой краской, а по ней – солнце, луна и серебряные звезды. Вокруг в кайме располагались «указные слова», т.е. буквы кириллицы, медные, густо вызолоченные, а между ними получасовые звезды. Вращался сам циферблат, над которым находилось неподвижное изображение солнца с лучом в виде стрелки. Она и указывала время. А заводил их ежедневно специально приставленный человек. Такие башенные часы в Слободе в XVII в. располагались, вероятно, «в башне над церковью Покрова», как писали очевидцы.
    А как же тогда быть с итальянскими часами «древнего фряжского дела»? Были или нет они здесь веком раньше? На этот вопрос частично ответил историк архитектуры XX в. В.В. Кавельмахер, открывший остатки старинных башенных часов в Распятской церкви-колокольне (ранее церковь Алексея митрополита).
    Вольфганг Вольфгангович обнаружил часовой желоб, по которому опускалась гиря, и часовую комнату, где находился механизм. Значит, в Александровской слободе было двое башенных часов??? Ответа на этот вопрос у специалистов пока нет…
    А часы со звездами, солнцем и луной теперь поражают воображение туристов на главной экспозиции музея «Государев двор в Александровской слободе». Изумлявший иностранцев циферблат вместе с сохранившимися деталями механизма зримо напоминают о былом величии и удивительных страницах российской истории, связанных с опричной столицей.

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода».



  • 22.09.2022 – 22.10.2022
    Кремлевский форум
    WhatsApp Image 2022-09-22 at 13.41.17_7.jpeg
    «Александровская слобода»: опыт музеефикации средневекового архитектурного ансамбля» - так называется доклад, с которым выступила заместитель директора по науке музея-заповедника «Александровская слобода» М.К. Рыбакова в Нижнем Новгороде. 21-23 сентября этот город, входящий, кстати, сейчас в топ-10 востребованных туристических направлений и широко отметивший свое 800-летие, принимает участников Всероссийского форума «Кремли России. История. Реставрация, Музеефикация».
      Российские кремли, каждый из них, без сомнения занимают особое место не просто в культурном пространстве страны, в них – средоточие нашей исторической памяти, идентичности, потому что подобного явления нет ни в одной стране мира. Александровский кремль своей самобытностью – наличием царского архитектурного ансамбля и судьбоносными событиями, происходившими здесь в XVI веке, вписался в эту уникальную кремлевскую плеяду. Он - самое неразгаданное в ней явление и самая большая, ни на что не похожая загадка!
       «Уже в четвертый раз музей принимает участие в кремлевских форумах: Тобольске, Туле, Н.Новогороде. Один из них состоялся на площадке «Александровской слободы» в год ее 500-летия. Но нынешний отличается: впечатлило и место проведения форума – величественный, идеально ухоженный нижегородский кремль, и статус приветствовавших - руководство Минкульта и региона, и состав участников – виднейших специалистов страны. Такие профессиональные сессии очень нужны, это ведь не только обмен опытом, это всегда новые знания, новые идеи, новые мотивации к дальнейшему развитию», - отметила Марина Константиновна. Она представила коллегам сообщение о том, как шла музеефикация царских построек, как мемориальные пространства наполнялись комплексом экспозиций, объединенных единой идеей: «Александровская слобода – средневековая столица России», как в подлинных интерьерах интерактивные методики и мультимедиа-технологии способствовали «оживлению истории». «Цель этой работы, а она непрерывна, - подчеркнула Марина Константиновна, - моделирование средневековой атмосферы Государева двора Ивана Грозного и мотивация посетителя к проблемному осмыслению: кто же он, Грозный-самодержец, и какой след оставил в отечественной истории».
      Помимо выступления М.К. Рыбакова подписала соглашение о вхождении в содружество «Кремли России», которое будет организовано по инициативе «хозяев» конференции – музейщиков Нижегородского кремля и по поручению Министерства культуры. Здесь будут обсуждаться самые актуальные вопросы, включая реставрацию крепостей, сохранение, приспособление к современному использованию, создание экспозиций, привлечение посетителей, возможности военно-патриотического воспитания. Появится и большой информационный ресурс, своего рода энциклопедия обо всех кремлях и музеях, которые там работают. Проще говоря, главная задача Содружества (а в дальнейшем Ассоциации) – объединиться и делать совместные проекты, в том числе – обмениваться выставками. В этой связи коллеги очень заинтересовались выставочным проектом «Александровская слобода – забытая столица». А еще появилось предложение в год 510-летия Слободы организовать в музее-заповеднике конференцию по кремлям России. Если все получится, то это событие станет еще одной знаковой страницей в научной летописи музея наряду с уже известными и популярными «Зубовскими чтениями», которые состоятся в «Александровской слободе» уже 10-11 октября.
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода».


  • 21.09.2022 – 21.10.2022
    Сегодня Всемирный день русского единения
    венчание на царство.jpg
       Он ознаменован рядом важнейших исторических событий в жизни русского народа, включая День основания страны. Традиционно датой зарождения российской государственности считается 862 год, когда Рюрик был призван на княжение и положил начало объединению русских племен.
       Одним из наиболее масштабных представителей рода Рюриков был Иван Грозный, «главный герой» музея-заповедника «Александровская слобода». Иван IV вошел в историю не только как первый венчанный царь, но и основатель русского централизованного государства.
       Теория о его династическом происхождении была разработана в посланиях Спиридона-Саввы и «Сказании о князьях Владимирских». В них повествуется о том, что Рюрик, а, следовательно, и сам Иван Грозный ведут свое родословие от римского императора Августа.
      Эта концепция послужила идеологической основой для последующего венчания на царство и значительно возвысила позицию первого русского царя по отношению к европейским монархам.
    Сегодня, учитывая остроту момента, нам всем очень нужна сплоченность перед лицом исходящих внешних угроз. Поэтому нынешний день приобрел особую актуальность.
  • 21.09.2022 – 21.10.2022
    Киногерой – «Слобода»!
    IMG_20220916_101046_.jpg
    В минувшие выходные музей-заповедник «Александровская слобода» стал главным героем телепроекта канала «Культура». Съемочная группа два дня трудилась в музее над серией из цикла документальных фильмов «Провинциальные музеи России», который успешно реализуется с 1999 года. Кстати, в 2009 г. за эту работу автор и художественный руководитель Алла Сурикова была удостоена премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
    Фильмы цикла показывают и повторяют на телеканалах «Культура», «Рен-ТВ», «ОТР» и т.д. В каждой серии зрителя знакомят с особенностями и достопримечательностями музеев, а кроме того, авторы стараются рассказать об их современной культурной и общественной деятельности.
    В «музее Ивана Грозного» вызвали интерес и были отсняты практически все экспозиции, в качестве ведущих задействовали самых разных специалистов «Слободы». Съемочный процесс получился непростым, истина по традиции «рождалась в споре». Это и неудивительно, ведь противоречивая личность первого русского царя уже на протяжении пяти столетий имеет сторонников и противников, до сих пор порождая массу легенд и обрастая все новыми подробностями, как правило спорными.
    Выпуск фильма об «Александровской слободе» планируется в эфир уже нынешней осенью.
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 20.09.2022 – 20.10.2022
    По Потешному двору – наперегонки!
    пробег на сайт 1.jpg
    17 сентября музей-заповедник «Александровская слобода» провел XIХ легкоатлетический пробег «Царскими дорогами».
    – За 19 лет он обрел популярность. На сей раз «бежали» Александров с районом, близлежащие города – Киржач, Кольчугино и даже Московская область. Самым юным исполнилось 4 года, а самым опытным – 53. Порадовало большое количество молодежи, а всего стартовало 196 человек.
    В нынешнем году пробег посвящен 350-летию Петра I. Сам царь-реформатор именно в этот день – 17 сентября 1689 года c матерью, женой, своим двором и солдатами 1-го Московского выборного полка прибыл в Александрову слободу. Целую неделю на Немецких горах он занимался «со своими птенцами...пешим учением с пушечною пальбою ...». Свою сестру, царевну Марфу Алексеевну, он сослал сюда же – в Успенский женский монастырь, заподозрив ее в поддержке Стрелецкого бунта, – рассказывает Екатерина Копейкина, зав.отделом организации мероприятий музея-заповедника «Александровская слобода».
    Участников пробега под барабанную дробь встретил гвардеец Преображенского полка, дабы «в вотчине дедов своих людишек перебрать да для службы воинской годных сыскать». И действительно, из присутствовавших «набрали» рекрутов (был разыгран целый «петровский» сценарий) «кои ростом и шириной плеч удались - в гренадеры, дабы города штурмом брать, у кого глаз зоркий - в стрелки, а детвора барабанщиками станет, как сам государь службу свою начал».
    Всего состоялось 8 забегов по территории музейного Потешного двора. Главный судья – директор районной детской юношеской спортивной школы г. Александрова Тюрин Александр Петрович – принял деятельное участие в организации. Как всегда, при выборе дистанции учитывался возраст, а победителей в каждой группе наградили дипломами и памятными сувенирами музея.

    Вниманию участников!
    Протоколы с результатами каждого забега расположены по ссылке: http://kreml-alexandrov.ru/ribbon-events/program_fest2022.pdf


    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода».



  • 19.09.2022 – 19.10.2022
    Сегодня - Михайлов день, а по другому воспоминание чуда Архистратига Михаила
    Вишняков_покаяние.jpg
      Общеизвестно, что Иван Грозный с великим почтением относился к Архангелу Михаилу, архистратигу воинства небесного, главному борцу против дьявола и всякого беззакония среди людей (и далее) «ангелу смерти, исторгающему огненным трезубцем душу человека и ведущему ее по двадцати мытарствам».
      Царь посвятил ему «Канон Ангелу Грозному, воеводе и хранителю всех людей, посланному от Вседержителя Бога по все души человеческие». В нем самодержец просит о молитвах, чтобы его душа преодолела все мытарства и была спасена от погибели: «О, сородичи мои! Как увидите, что разлучился я с вами, и образ лица моего изменился, и гробу предаюсь, и когда к Судии влеком буду, - молитесь обо мне святому ангелу, да отведет душу мою в место покойное. О, друзья мои любезные! Как увидите, что разлучился я с вами и земле предаюсь, помолитесь обо мне, грешном, ангелу святому, да проводит душу мою сквозь все двадцать мытарств и да спасет ото всех погибелей».
      И место для упокоения первый русский царь выбрал в предалтарии собора, носящего имя Архистратига Михаила – Архангельском соборе Кремля.
      А церковные песнопения-стихиры, сочиненные Грозным, расшифрованы современными музыковедами и записаны на компакт-диски, которые можно приобрести в сувенирной лавке музея-заповедника «Александровская слобода».
    Пресс-служба музея-заповедника.
  • 15.09.2022 – 15.10.2022
    «Строительная» археология – это совсем не скучно!
    01.jpg
    Сотрудники музея-заповедника «Александровская слобода» стали участниками Всероссийской научно-практической конференции «Хранение и реставрация археологических предметов», на которой обсуждаются вопросы консервации, реставрации, исследования и экспонирования археологических находок из кости, металла, керамики и органики.
    Организатором выступил Владимиро-Суздальский музей-заповедник в партнерстве с Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. академика И.Э. Грабаря, с которым «Слобода» сотрудничает уже очень много лет. Благодаря их специалистам, многие предметы из фондовых коллекций «вернулись к жизни», в том числе и безвозмездно – в качестве дружеской поддержки и уважения к «музею Ивана Грозного».
    Археология всегда была для музея важным направлением. Поэтому директор А.С. Петрухно приняла решение участвовать самой в соавторстве с заместителем по науке М.К. Рыбаковой. Тридцать четыре доклада распределили таким образом, что Алла Сергеевна с темой «Комплексное изучение археологического наследия «Александровской слободы» и опыт представления результатов исследований в экспозиционном пространстве музея» выступила в пленарном заседании. Сами авторы увлекательно и доступно рассказали главное о своей работе.
    А.С. Петрухно, директор музея-заповедника «Александровская слобода»: «С начала 2000-х ключевой целью музея стало восстановление первоначального облика дворца. С получением федерального статуса появились новые возможности изучения (магнитная разведка, геофизические и биолокационные методы, спектральный анализ находок и т.д.). До этого момента археология была представлена в экспозициях фрагментарно.
    Мы стали привлекать широкий круг специалистов – архитекторов, искусствоведов, реставраторов, учёных, различные институты. Такой комплексный подход дал значительные результаты в исследовании Слободы. Со временем пришло понимание общей картины устройства дворцового комплекса».
    М.К. Рыбакова, заместитель по науке музея-заповедника «Александровская слобода»: «В результате кропотливой работы нескольких поколений различных специалистов была не только сформирована огромная коллекция археологии, но и сделаны сенсационные открытия. У Аллы Сергеевны возникла идея реализации необычной экспозиции, которая вберет в себя всё важное и даст представление о новейших технологических решениях средневековых зодчих, применённых в Слободе. К нам подключился «Центр Грабаря» и в одном из средневековых подвалов появилась «Крепость пространная, великолепная». По сути было смоделировано новое пространство, создающее иллюзию погружения в раскоп.» А вот визуализацию дворца целиком удалось реализовать в виртуальном макете, где усилия и плоды работы всех специалистов обрели наглядное воплощение».
    В заключение хочется добавить, что благодаря этим проектам удалось по-новому представить археологическую коллекцию, одну из самых обширных и значимых в музее, учитывая его исторический профиль. А туристы сделали свое «открытие» – оказывается, «строительная» археология – это совсем не скучно!

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 14.09.2022 – 14.10.2022
    «Слобода» ОТДЫХает» в «сердце России»
    01.jpg
      Музей-заповедник «Александровская слобода» вернулся с выставки «Отдых - 2022», которая проходит в московском Экспоцентре. Это главный осенний туристический форум, на который съезжаются не только все российские регионы, но и Зарубежье. «Слободчане» работали на объединенном стенде Владимирской области, а соседями Александрову стали Гороховец, Суздаль, Муром, Владимир. В этом году было очень оригинальное оформление стенда – идея и реализация АНО ТИЦ Владимирской области. За основу взяли цвета нашего народного костюма, фирменную вышивку-гладь и образ, символизирующий «душу России». (Кстати, название стенда «Сердце России. Владимирская область» имеет глубокую историческую подоплеку, ведь когда-то именно на этих землях сформировалось Владимиро-Суздальское княжество, ставшее впоследствии ядром Московского государства.)
      В едином стиле были подготовлены и презенты деловым партнерам. А привлекало внимание к работе стенда зажигательное выступление ансамбля народных инструментов «Вишенка». Открытие выставки состоялось при участии руководителя Ростуризма Зарины Догузовой и зампреда Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Натальи Костенко.
      Каждый экспонент старался наиболее выгодно представить новый осенне-зимний сезон. С.И. Смирнова, зав. отделом социокультурных коммуникаций, по возвращению с выставки резюмировала: «Участвовать нужно обязательно! Нужно заявлять о себе, привлекать новинками, интерактивами, мультимедией, возможностями инклюзии. Турист сейчас очень искушенный – и дети, и взрослые, особенно проблемно привлечь в музей молодежь. Именно поэтому важно быть в курсе предложений и направлений работы и других музеев, и туротрасли в целом».

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 13.09.2022 – 13.10.2022
    Кто из меня пьет, тот становится веселым
    01_1.jpg
     С реставрации в музей-заповедник «Александровская слобода» вернулся кокосовый кубок «Сова». Он поступил в музей еще в 1966 г. из ГИМа.
      В 2005 году специалисты пришли к выводу, что изготовлен он в XVI в. в Брюсселе. Но клейма находились в труднодоступном месте (под хвостом), причем одно из них сбито, и рассмотреть их для уточнения было проблематично.
      Теперь же появилась возможность открепить детали – голову, крылья, хвост – и клейма удалось исследовать. Век производства подтвердился, а вот место изменилось – уверенно можно сказать, что изготовили кубок в Германии, а вот городское клеймо – одноглавый орел – указывает сразу на несколько возможных локаций – Аахен, Франкфурт-на-Майне. Авторское клеймо – соединенные латинские буквы «H» и «S» - тоже не дало точного ответа, поскольку подобные использовали разные мастера.
      Интересна «рекламная» надпись на металлическом ободе (шее совы). Приблизительный перевод гласит: «Кто из меня пьет, тот становится веселым».
     Главный хранитель музея-заповедника «Александровская слобода» Е.В. Жилкина рассказывает: «У совы были утеряны глаза. Чтобы понять, какие именно нужно вставить, мы стали искать аналогичные кубки. Нам удалось найти лишь три подобных: в Музее серебра (Антверпен), в Музее Валькхофа (Нидерланды), в Музее Виктории и Альберта (Лондон). Специалисты пришли к выводу, что глазами совы могли служить изумруды. Для имитации мы подобрали близкие к ним нефриты. У аналогов на лапке прикреплен бубенчик, а у нашей – на левой лапке отверстие. Вполне вероятно, что бубенчик тоже был.»
      Кстати, на Руси кокосовый орех называли «индийским». Европейские, мастера обратились к этому экзотическому материалу в период великих морских открытий — в связи с активной торговлей. Полированные или покрытые резьбой орехи зачастую оправляли в золото и серебро, украшали драгоценными камнями – и получались шедевры, какие не стыдно подарить даже царю!
    Подробнее на сайте «ИТАР-ТАСС»

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 31.08.2022 – 31.10.2022
    Год Петра. Актуальное приобретение
    piter_bust.jpg
    Собрание музея-заповедника «Александровская слобода» пополнилось новым предметом, который в самое ближайшее время станет постоянным экспонатом на одной из тематических экспозиций. Поступление актуальное: бюстовое изображение «Петр I. 350 лет» (таково его название) приобретено музеем как раз в отмечаемый ныне год первого российского императора. (Автор скульптуры – Юрий Павлович Хмелевской, наш земляк и, можно сказать, потомственный друг «Александровской слободы»).
    Создавая свое произведение, автор в качестве аналогов использовал прижизненное изображение Петра I, портрет кисти К. Моора 1717 г., времени пребывания царя в Гааге. Известно, что работа эта очень понравилась Петру. Автор скульптуры прекрасно владеет пластической техникой. С ювелирной точностью выполнены все детали портрета: взгляд императора, волевой подбородок, прямая щеточка усов, сведенные брови - в облике явно просматриваются озабоченность и «ноша государя». Император одет в кафтан мундира Преображенского полка, который украшает Андреевская лента через плечо. Все просто, но этот аскетизм максимально оттеняет его великие деяния и роль в истории России. Сотрудники музея уверены, что появление нового предмета в экспозиции, посвященной пребыванию молодого царя в Александровской слободе, усилит визуализацию, образность и эмоциональное восприятие выставки.
    По крайней мере, произведения Ю.П.Хмелевского всегда вызывают заинтересованность посетителей. И не случайно: автор - член Союза художников РФ с 1975г., «Заслуженный художник Российской Федерации», отмеченный за свое творчество множеством наград и премий. Его работы представлены во многих музеях, галереях и частных собраниях России.
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода».
scroll
Покупайте онлайн