Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Международный форум-выставка "Россия"
Молодежный фестиваль 2024
Выставка «О чем молчат дворцы»

Архив

«К каким обычаям и учениям приучишь его … в тех же до конца пребывает …»

Псалтырь 1577 г.jpg

   Коллектив музея-заповедника «Александровская слобода» поздравляет представителей самой важной профессии с праздником – Днем учителя.
Как «Музею Ивана Грозного» в Год педагога и наставника нам было интересно понять, как обстояли дела с учебой в XVI веке.
  Согласно некоторым историкам, русские в этот период времени были поголовно неграмотными. Однако, профессор А.И. Соболевский опровергает это утверждение. Он провел анализ подписей на сохранившихся исторических документах и пришел к выводу, что владение грамотой было распространено как среди представителей знати (80%), так и среди других слоев населения - белые священники были грамотными почти все, черное монашество около 70%, как и большинство купцов и примерно 15% крестьян. На то, что умеющих читать было достаточно много, сетует в послании царю игумен Артемий. По его мнению, нужно удерживать любителей от чтения «книг многих».
  На Стоглавом соборе 1551 г. царь поднял вопрос об обучении грамоте священников. В главе 26 приведено решение этого вопроса: в каждом городе священство должно выбрать, а архиереи благословить способных «добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых» на обучение грамоте. Также было решено у «священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы жены их и все православные христиане в каждом городе отдавали им своих детей для обучения грамоте, книжному письму и церковному пению псалтырному… Особенно бы учеников своих оберегали от всякого растления». Выученные ученики должны были, в свою очередь, учить неграмотных сограждан. Из документальных свидетельств эпохи видно, что учреждению училищ было уделено повышенное внимание самого царя. Это говорит о том, что Иван Грозный придал на государственном уровне особую значимость образованию.
  Хотя училища создавались для подготовки будущего клира, в них принимались представители разных сословий. Дело было государственное, но обучение было частным - священники получали от казны плату — ругу. Своеобразное средневековое частно-государственное партнерство.
  Учебный год начинался с 1 декабря, дня св. пророка Наума Грамотника («Батюшка Наум, наведи меня на ум»). Как и сейчас, большинство детей отправлялось постигать азы знаний в 7 лет. Их обучали в «углах при церкви», при домах священнослужителей, а отпрысков богатых родителей – на дому. Учителя, называемые «мастерами», богатыми не были, но и не бедствовали. Они получали от учеников за каждый этап обучения (азбука-часовник-псалтырь) вознаграждение едой (горшок каши) и гривну денег.
  Учитывая то, что детей учили священнослужители, а учебниками были церковно-богослужебные книги (в основном часослов и псалтырь), школа и церковь были тесно связаны друг с другом. Школьное воспитание определялось церковными канонами, в которых нравственные принципы занимали важное место.
Часослов учебный для начальных сельских училищ 1901 г..jpg

Часослов Шереметовой.jpg

  Как сказала главный хранитель музея-заповедника «Александровская слобода» Е.В. Жилкина: «В коллекции старопечатных книг есть совсем редкие подлинники. Прежде всего, это 25-й экземпляр из ныне выявленных Псалтырей Слободских. Она была отпечатана в 1577 году в созданной по указу Ивана Грозного типографии Александровской слободы. Подписной часослов XVII века, принадлежавший жене боярина П.В. Шереметева, в постриге инокине Марфе. Интересен в образовательном плане «Часослов учебный для начальных сельских училищ», выпущенный Синодальной типографией в 1901 г. Мы можем заключить, что и в начале XX века обучение по этой церковной книге входило в учебный план начальной школы».
Максим Грек, чьи философские идеи имели определенное влияние в XVI веке, подчеркивал огромную роль учителей. Его пожелание остается актуальным и для современных педагогов: «Хотя и говорится, что ум человеческий создан по образу и подобию Божию, однако на деле ничем он не отличается от воска и бумаги. Как на этих, кто какие хочет, такие и пишет письмена, так и человеческий ум: к каким обычаям и учениям приучишь его, или добрым, или злым, в тех же до конца пребывает и охотно принимает их». С праздником, начертатели доброго в детских умах!

Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».

Назад
scroll
Покупайте онлайн