На царских печах Слободы – восточная экзотика! На царских печах Слободы – восточная экзотика!

Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Международный форум-выставка "Россия"
Год семьи 2024
Выставка «Дело в шляпе»
XXIII Московский Пасхальный фестиваль. Ансамбль певчих Есентукского благочиния Пятигорской и Черкесской епархии

Архив

На царских печах Слободы – восточная экзотика!

Вера_1_.jpg

  В музее-заповеднике «Александровская слобода» продолжается изучение печных изразцов, найденных в разные годы при раскопках на территории царской резиденции. В основном это находки XVI-XVIII вв. Помимо богатого декора у керамической облицовки было важное преимущество: она дольше сохраняла тепло благодаря воздушной прослойке между печью и пластиной.
  Изразцы с самого начала были предметом роскоши, украшать ими дома и печи могли позволить себе только члены царской семьи, бояре и настоятели крупных монастырей. В Александровской слободе первые украшенные печи появились в начале XVI века именно в царской резиденции. Благодаря ежегодным раскопкам, в коллекции музея имеется богатый «изразцовый» материал той эпохи. Большой вклад в исследование внесла Екатерина Турова, начальник архитектурного отряда Древнерусской экспедиции Государственного Эрмитажа. (Музейщики «Слободы» сотрудничают с ними с 2005 г.).
   Самый необычный экземпляр, аналогов которому пока не найдено, изготовлен в Слободе в 1510 гг. Это белоглиняный изразец со светло-зеленой поливой, на лицевой стороне которого изображен грифон в декоративной рамке из граненых бусин.
  Интересны фрагментарно сохранившиеся изразцы с изображением «львы под деревом». Источником мотива стал сюжет императорской охоты, распространенный в восточных орнаментах шелка уже в IV - VIII вв. Львы и барсы символизировали добычу, достойную властителей.
Широко использовались изразцы в государевых хоромах и в XVII веке, когда Александровская слобода оставалась царской вотчиной. К этому периоду относятся муравленые плитки 1630-х гг., лицевая поверхность которых покрывалась глазурью зеленого цвета с дохристианской символикой. При правильной укладке рисунок «переходил» с одного изразца на соседний, складываясь в ковровый узор, напоминавший древний балканский книжный орнамент. (В отличие от красных, зеленые изразцы оказались идеальным покрытием печей, не пропускавшим чад через поры черепка).
   В XVII-XVIII вв. Успенский монастырь, разместившийся в стенах резиденции Ивана Грозного, содержался от «щедрот царских». В нем проводила свои дни царевна Марфа, сводная сестра Петра I. К этому периоду относятся музейные «гербовые» изразцы переходного типа – от рельефных полихромных к гладким расписным. Они сочетали рельеф и роспись. Такие изразцы сегодня может увидеть каждый посетитель музея, ведь они украшают печи в экспозициях.

Вера_2_.jpg

   К сожалению, не все находки имеют хорошую сохранность, часть из них найдены поврежденными и обгоревшими, видимо, после пожаров, случавшихся здесь. Но ежегодные раскопки непременно дадут ценные находки, которые помогут более полно представить жизнь Государева двора в Александровской слободе.
Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».


Назад
scroll
Покупайте онлайн