Джульетта или Юлия? Причудливое сплетение музейных историй Джульетта или Юлия? Причудливое сплетение музейных историй

Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Международный форум-выставка "Россия"
Год семьи 2024
Выставка «Дело в шляпе»
XXIII Московский Пасхальный фестиваль. Ансамбль певчих Есентукского благочиния Пятигорской и Черкесской епархии

Новости

Джульетта или Юлия? Причудливое сплетение музейных историй

01_.jpg

  Музейные коллекции – это огромный неизведанный мир, полный больших и маленьких тайн. И каждый день музейные хранители, больше других соприкасаясь с предметами старины, совершают какие-то неожиданные открытия.
  Перелистнув календарь на 16 сентября и вспомнив, что это День рождения Джульетты, хранитель коллекции редких книг музея-заповедника «Александровская слобода» Елена Жесткова извлекла из специального короба маленькую «карманную книжечку» с интересным названием «Ромео и Юлия», и поделилась одной из многочисленных музейных историй:
  «В собрании музея среди десятков тысяч экспонатов всегда найдется какой-то редкий экземпляр, который будет так или иначе связан с памятной датой или необычным праздником. Вот это дореволюционное издание 1906 года – не что иное, как хорошо всем известная трагедия прославленного английского драматурга, Уильяма Шекспира – современника Ивана Грозного. Уже несколько столетий не угасает интерес к творчеству Шекспира. А на рубеже XIX-ХХ столетий, когда все больше открывалось церковно-приходских школ и гимназий – значительное количество горожан получило возможность образовываться. Появилось огромное количество изданий, выпускающих доступные форматы книг. Эта книжка-«малышка» как раз перевод знаменитейшего произведения Шекспира - «Ромео и Джульетта», самой романтичной его истории любви, строки из которого известны каждому: «Нет повести печальнее на свете…». Только Джульетта в названии превратилась при переводе в Юлию, а Ромео так и не стал Романом».

02_.jpg

  Подобные книги небольшого формата – всего 16х10 см выпускало издательство А.С. Суворина в серии «Дешевая библиотека». Дальновидный журналист из Петербурга прославился книгами этой общедоступной серии. Сразу внесём необходимое уточнение: название серии - «Дешёвая библиотека» - не означает выпуск книг, примитивных и неинтересных по смысловому содержанию; не означает безвкусного и непродуманного оформления книг. Наоборот: именно издание книг серии «Дешёвой библиотеки» принесло Суворину настоящую славу интеллигентного издателя, издателя – просветителя. Целью его образовательного проекта был выпуск книг русских и зарубежных авторов, создававших свои произведения в самые разные периоды истории человечества и связанных между собой только незаурядностью мышления и подлинным литературным талантом.
  Маленькие, карманного формата, книжечки «Дешевой библиотеки» издавались большими тиражами и стоили совсем недорого - не более 40 копеек, благодаря чему были востребованы широкой читающей публикой (прежде всего – учащейся молодёжью: гимназической и студенческой аудиторией) прежде всего из-за своей содержательности, точности изложения научных и исторических фактов.
  Серия печаталась на приличной бумаге, имела хорошо оформленные обложки. С 1879 по 1912 г. (год смерти Суворина) вышло в свет около 500 наименований книг этой серии общим тиражом более 1 млн. экз. Судя по номеру на обложке «Ромео и Юлии», книга издана 217-ой по счету. А общий тираж ее составил 15 000 экземпляров.
  Издательство Алексея Сергеевича Суворина во многом определяло направления развития читательских интересов российской интеллигенции на рубеже веков. Секрет успеха Суворина заключался в уважении к своим читателям, в поиске новых идей и возможностей, связанных с требованиями времени.
Сегодня историю, связанную с гениальным Шекспиром, его романтичной Джульеттой-Юлией и талантливым книгоиздателем Сувориным хранит музей-заповедник «Александровская слобода».

Марина Рыбакова, заместитель директора
музея-заповедника «Александровская слобода»

Назад
scroll
Покупайте онлайн