Спас «финальный». На холсте Спас «финальный». На холсте

Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Международный форум-выставка "Россия"
Год семьи 2024
Выставка «Дело в шляпе»
XXIII Московский Пасхальный фестиваль. Ансамбль певчих Есентукского благочиния Пятигорской и Черкесской епархии

Новости

Спас «финальный». На холсте

В коллекции музея-заповедника «Александровская слобода» хранится живописный складень XVII в., центральным образом которого является Спас нерукотворный. Он неразрывно связан с третьим Спасом, отмечаемым сегодня. Этот праздник известен как Ореховый, Хлебный и Спас на холсте. Последнее название связано с появлением Нерукотворного Образа Господа.
История тысячелетней давности гласит, что страдающему проказой для выздоровления хотели принести изображение Христа, но таких рисунков и икон не существовало! Тогда Спаситель умылся и приложил к своему лицу полотенце, на котором чудесным образом появился его отпечаток, обладающий целительной силой.
В среднике «музейного» складня именно он и написан. На двух боковых створках – по три клейма с изображением праздников и святых. В навершии в виде кокошника – Ветхозаветная Троица. Хранитель коллекций музея-заповедника «Александровская слобода» Ирина Короткова делится подробностями: «Иконография этого складня соотносится с древнерусской живописью Костромы. Есть даже черты примитивизма. Колористика, пышность, нарядность, витиеватость изображений указывают и на произведения мастеров Ярославля, Костромы, Устюга. Вообще многие детали говорят о традициях Русского Севера. Кстати, реставратор Ф.И. Прендель причислила этот складень к строгановской школе живописи, а родовые наследственные владения Строгановых в XVI-XVII вв. как раз располагались в северных пределах государства. Набор избранных святых, включающих московских митрополитов, довольно конкретно определяет время создания – 1660-1670 гг. Деревянный кузов обшит черной кожей и обложен серебряной позолоченной рамкой с резным растительным орнаментом».
Учитывая небольшие размеры, складень скорее домовый, чем храмовый. Подобные иконы сопровождали человека в многотрудных путешествиях и военных походах. Раскрытый в любую минуту складень был серьезной поддержкой в нелегком пути. Образы Богоматери и Спаса, а также святых - семейных покровителей вносили в походный быт теплоту домашнего очага. Жаль, что невозможно узнать имя владельца, но в любом случае отношение к предмету было уважительным и бережным, судя по хорошей сохранности. Кстати, в коллекции «Александровской слободы» это не единственный Нерукотворный образ, перенесение которого из Едессы в Константинополь Русская Церковь отмечает сегодня.


Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».

Назад
scroll
Покупайте онлайн