Театральный ретро-шлейф Театральный ретро-шлейф

Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Международный форум-выставка "Россия"
Год семьи 2024
Выставка «Великий русский северный путь»
XXIII Московский Пасхальный фестиваль. Ансамбль певчих Есентукского благочиния Пятигорской и Черкесской епархии

Новости

Театральный ретро-шлейф


  В фондах музея-заповедника «Александровская слобода» хранятся программы и афиши спектаклей, которые ставились с помощью самодеятельных (местных) и приглашенных артистов. Было это давно, но сегодняшний день дает повод обратиться к теме, потому что профессионалы, любители и многочисленные поклонники отмечают 27 марта Всемирный день театра. А поскольку в городе есть свой драматический театр, то обращаясь к истории жанра, логично вспомнить о нашем первом, появившемся на александровской земле в селе Струнино.
   Многие поколения местных жителей сохранили память о широчайшей благотворительности и меценатстве успешных мануфактурщиков братьев Барановых. Их тщаниями и средствами в начале XX века в Струнино был построен театр (!) и ставились многочисленные спектакли. Они вообще невероятно «окультурили» и буквально преобразили жизнь Александровского уезда и оказали огромное влияние на развитие всей Владимирской губернии.
  Хранитель коллекций музея-заповедника «Александровская слобода» Елена Жесткова рассказывает: «Программы театральных постановок свидетельствуют о насыщенном репертуаре креативного по тем временам очага культуры в небольшом селе Струнино и говорят о весьма серьезном подходе к теме, например: по Островскому шли пьесы «Не все коту масленица» (1902), «Не так живи, как хочется» (1899). В программах указывалось, что для проведения некоторых спектаклей приглашены «артисты русского драматического искусства под режиссерством артиста московских частных театров».

КП__6243_.jpg

  О цене на входные билеты сообщалось просто и лаконично: «цена местам обыкновенная» или «вход на спектакли бесплатно». Крупным шрифтом был выделен текст, извещавший зрителей о том, что все спектакли идут «с дозволенья начальства» или «с разрешения г. исправника Александров. уезда». Местные любители могли посмотреть театральные постановки и оперы на двух сценах (!) - в помещениях женской и мужской гимназий на. Московской (ныне улицы Ленина и Советская) и в зале городского Общественного собрания.
  «Очень привлекательны театральные программы с «броскими» названиями спектаклей: «Жертва эгоизма», «Коршун в чужом гнезде», «Бегство из воровского притона», «Страсть сильнее рассудка» и др. Причем в трех последних афишах зрителю давался поучительный совет: «Не гонись за счастьем позорным, коль век свой можешь честью ты прожить». (Подробное изложение содержания постановок в то время было обязательным). Непременной и, как правило, финальной частью театрального вечера были «грандиозные танцевальные вечера под оркестр военной музыки», либо просто обычный бал», - продолжила тему Елена Жилкина, главный хранитель музея-заповедника «Александровская слобода».

КП__9432_2_.jpg

  Кстати, с музыкой тоже проблем не было, поскольку вдохновителем и организатором театра, хора и оркестра при фабрике Асафа Баранова был один человек - Владимир Васильевич Зубов, талантливый педагог, музыкант, потомок купеческого рода. Так что театрально-культурная жизнь в Александровском уезде, что называется, била ключом, а, учитывая невероятные масштабы деятельности Барановых, с бытом рабочих и служащих все было тоже весьма неплохо (это подтверждает фонд кинофотодокументов).

Пресс-служба музея-заповедника 
«Александровская слобода».

Назад
scroll
Покупайте онлайн