|
Научные проекты, исследования и реставрации |
|
Практика самостоятельных научных изысканий музейными сотрудниками насчитывает чуть более двух десятилетий. Только после 1990 года при получении статуса федерального музея по-настоящему началась работа по формированию коллектива исследователей, способного приступить к глубокому научному изучению огромного историко-культурного наследия Александровской слободы.
Расширение научных контактов с российскими учеными позволило сделать ряд открытий. В результате углубленного изучения музейных коллекций выявлены раритетные книжные издания, редчайшие образцы станковой живописи, уникальные предметы декоративно-прикладного искусства.
Сотрудничество музея с исследователями разных профилей продолжается на всем протяжении всего существования музея. Первые научные изыскания по атрибуции предметов были предприняты еще в 1920 г. сотрудниками Главмузея (Комиссии Музейного отдела Народного комиссариата по просвещению РСФСР). А затем к исследованию музейных предметов привлекались специалисты крупнейших музеев страны: Государственного Исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева и др. Многие сенсационные открытия в области изучения богатейшего наследия Александровской слободы сделали крупнейшие ученые Института искусствознания, Института археологии РАН, Института всеобщей истории РАН, Археографической комиссии РАН, Российской государственной библиотеки, реставраторы Государственной Центральной художественной научно-реставрационной мастерской им. академика И.Э.Грабаря и Государственного научно-исследовательского института реставрации и др.
Таким образом, сочетание музейной практики и глубоких всесторонних научных исследований, позволяет расширить знания об истории и музейном предмете.
Одним из ключевых направлений научной работы музея является реставрация памятников архитектуры и музейных предметов.
С 2007 года в штате музея появился реставратор, специализирующийся на живописи и тканях. Это позволило значительно увеличить число отреставрированных предметов музейного собрания. Специально была оборудована реставрационная мастерская. Наличие этой мастерской позволило наладить работу со сторонними реставраторами по темперной и масляной живописи, металлу, непосредственно в музее.
Реставрация музейных предметов 2016 года
Основной курс реставрационной работы музея в 2016 году был выбран восстановление музейных предметов, востребованных в экспозиционной деятельности.
Музейный реставратор по тканям И.В.Пахомова провела срочные реставрационные работы на шитых иконных уборах XVIII века, низанных жемчугом и украшенных драгоценными камнями; а также ей были отреставрированы элементы женского костюма XIX в. Убрус с иконы «Богоматерь Знамение» и риза с иконы «Троеручица» из экспозиции «Сокровища земли Александровской» будут вновь представлены глазам посетителей. А шелковая накидка с вышивкой «сорти-де-баль» и шелковая душегрея станут элементом интерьерных экспозиций «В провинциальной гостиной» и «В крестьянской избе».
Реставрация музейных предметов 2015 года
В 2015 году отдел фондов активно сотрудничал с реставраторами известных мастерских страны.
В результате сложной, но плодотворной работы реставратора по тканям высшей категории С.А.Мартьяновой из Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосННИР), были устранены серьезные разрушения структуры материи на Фелони русского покроя, с оплечьем из турецкого бархата и станом из золотной парчи XVII в. Теперь данный музейный предмет снова будет размещен на экспозиции «Сокровища земли Александровской».
Кроме того, в 2016 году в ГосНИИР проходила очередную стажировку музейный реставратор И.В.Пахомова. Ей под руководством С.А.Мартьяновой удалось восстановить прекрасный образец лицевого шитья XVII в. на покровце «Богоматерь Знамение».Покровец вновь смогли увидеть посетители выставки «Волшебных праздников пора».
Реставраторами Научно-реставрационного центра реставрации им. И.Э.Грабаря были отреставрированы две иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская» к.XVII- н.XVIII вв. и «Древо Иесеево и Богоматерь Казанская» XVIII в.
На протяжении нескольких лет музей активно сотрудничает с В.Ю.Астафьевым, реставратором высшей категории по металлу, преподавателем Суздальского реставрационного училища. Им были отреставрированы образцы оружия XVI-XVII вв. из экспозиции «Государев двор в Александровской слободе» (ствол крепостного ружья, наконечник копья, кистень); образцы оловянной посуды XVIII в. из экспозиции «Александровская слобода. Успенская обитель XVII- XVIII вв.» (чарки, потир, чаши); предметы купеческого быта XIX в. (орехокол, черпало).
Еще одним постоянным партнером музея является М.В.Чижов, реставратор по дереву и мебели. В 2015 году им были проведен ряд реставрационных мероприятий на этнографических предметах XIX в. из экспозиции «В крестьянской избе» (ситница, лукошко, форма для хлеба), предметах интерьера из экспозиции «В провинциальной гостиной» (Часы настенные. Германия. 1890-е гг., Экран к камину. Россия. 1840-е гг.). Самые сложные работы были выполнены реставратором на уникальном предмете мебели из экспозиции «Сенник постельный» - сундук - ларь (кассоне) работы итальянского мастера XVII в.
Музейный реставратор по тканям И.В.Пахомова в течение года занималась реставрацией музейных предметов, востребованных на новых выставках. Для выставки «Миг жизни городской» были отреставрированы образцы детской крестильной одежды, а также элементы мужского и женского костюма XIX в. А на выставке «Солдаты Победы» посетители увидели отреставрированную форменную одежду медицинского персонала госпиталя.
Реставрация картины «Смутное время» художника О.Н. Вишнякова
Предлагаем посмотреть, как художник-реставратор Красулина Светлана Вячеславовна (ВНПАО «Владимирреставрация») меняет подрамник картины О.Н. Вишнякова «Смутное время» (1993 г.) - одной из важных составляющих обновленной экспозиции «Александровская слобода XVII-XVIII вв. Успенская обитель» (Распятская церковь-колокольня). В процессе реставрации полотна проведены следующие работы: демонтаж подрамника с заменой на новый экспозиционный, натяжка на него холста с использованием держателя и молоточка, необходимая тонировка картины.
Надеемся вы по достоинству оцените проведенную реэкспозицию. Обязательно приходите!