Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Международный форум-выставка "Россия"
Год семьи 2024
Выставка «Великий русский северный путь»

Новые поступления

  Музейное собрание регулярно пополняется новыми экспонатами. Приоритетом формирования коллекций остается поиск, а также воссоздание материалов, отражающих события позднего средневековья. При комплектовании не остается без внимания любой материал, прямо или косвенно касающийся эпохи Ивана Грозного, в том числе представляет определенный интерес и художественный, собирательный образ грозненской эпохи, воплощенный современными мастерами.

13.10.2023 – 13.11.2023
«Чемоданная история»
4_.jpg
В музее-заповеднике «Александровская слобода» - новое приобретение! Это дорожный чемодан кон. XIX – нач. XX вв., сделанный в Германии. Форма для современного путешественника архаичная – прямоугольный высокий короб с откидной крышкой, обтянутый парусиной и кожей. Удобная ручка на верхней крышке позволяла легко переносить чемодан с места на место. Внутреннее пространство обито малиновой тканью, для укрепления проклеенной картоном и газетой на немецком языке.


Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода»

12.10.2023 – 12.11.2023
Царская слобода на современных миниатюрах
02_.jpg
Сегодня коллекция произведений живописи и изобразительного искусства музея-заповедника «Александровская слобода» вновь пополнилась необычными картинами художника Елены Комаровой. (Две работы были выполнены ранее и даже успели выехать за пределы музея в составе выездной выставки «Слобода - забытая столица»). В их основу легли миниатюры Лицевого летописного свода, который медиевисты называют иллюстрированной энциклопедией XVI века. По мнению академика Б.М. Клосса, самый грандиозный памятник письменной культуры «создавался на протяжении 1568-1576 гг. в царском скриптории, находившемся в Александровской слободе при соборной церкви Покрова Богородицы».

Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».

10.10.2023 – 10.11.2023
Почти по Ильфу и Петрову…
01_.jpg
У музея-заповедника «Александровская слобода» появился новый друг и даритель в одном лице, история знакомства классическая. В прошлом году Татьяна Александровна Ляхович отправилась в тур по Золотому кольцу. Группа посетила и Музей Ивана Грозного. В этом году Татьяна вновь оказалась в Александровском районе, уже в рабочей поездке. Свободного времени было много, и она отправилась в музей, чтобы посмотреть его без экскурсионной спешки. В экспозиции «Мир провинциальной усадьбы» внимание посетительницы привлекли стулья XIX в. (В свое время их передали в дар потомки известного купеческого рода Зубовых-Лавровских.) Увидев эту мебель, Татьяна Александровна (кстати, тоже из рода купцов) решила передать и свою семейную реликвию, как она выразилась, в «надежные руки музея».


Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».

02.08.2023 – 02.09.2023
В коллекции – хрупкий раритет
01_.jpg
Подлинное произведение декоративно-прикладного искусства пополнило коллекцию раритетов музея-заповедника «Александровская слобода». Его сотрудники несколько месяцев прорабатывали вопрос приобретения редкой вещи и, чтобы удостовериться в ее подлинности и ценности, привлекли нескольких авторитетных экспертов.


Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».


19.07.2023 – 19.08.2023
Из частной коллекции – в музейную
именная печать1.jpg
Недавно закончившийся успешный выставочный проект музея-заповедника «Александровская слобода» под названием «Палитра камня в истории» оставил не только исключительно позитивные отзывы гостей, но приятный и вполне осязаемый шлейф в виде пополнения нашей коллекции. Один из участников выставки, вдохновленный ее философским смыслом и художественной подачей, решил передать в дар музею вещи из личного собрания. Известный коллекционер и давний партнер «Слободы…» С.А. Афонин предоставил три печати, которые экспонировались на выставке.


Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».

05.07.2023 – 05.08.2023
Творение Парфения Уродивого: кто скрывался за псевдонимом?
IMG_2132_.jpg
  Книжное собрание музея-заповедника «Александровская слобода» пополнилось настоящим раритетом. Это рукописный богослужебный сборник с «Каноном святому Ангелу Грозному воеводе» (Архангелу Михаилу), подписанный как «Творение Парфения Уродивого» (Юродивого). Именно так порою свои сочинения подписывал Иван Грозный.

Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».

06.02.2023 – 06.03.2023
На медальоне - «недружественный коллега» Ивана Грозного
medalion.png

  Несколько месяцев назад коллекция музея-заповедника «Александровская слобода» пополнилась памятником декоративно-прикладного искусства – бронзовым медальоном. Он был получен в дар от владельцев ООО «Русская усадьба» Д.В. Журавлева и А.Г. Стадника во время акции «День дарителя» на «Зубовских чтениях» в октябре прошлого года.
  По оценке главного хранителя музея-заповедника «Александровская слобода» Е.В. Жилкиной, проводившей экспертизу: «…медальон является подлинным предметом, имеет историко-культурное и художественное значение».
  После его тщательного изучения обнаружились интересные факты. На медальоне – современник Ивана IV – Стефан Баторий, король польский и великий князь литовский. С его именем связывают перелом в ходе Ливонской войны: армия короля добилась ряда побед над войсками Московского царства, сведя на нет все завоевания Ивана Грозного. Сохранилась переписка Батория и русского царя. В ней Стефан дерзко и смело спорит с Иваном Грозным и восхищается смелостью русских воинов.
  Изображение короля на медальоне помимо надписи «Stefan Batory» сопровождает еще одна: «Naklad i odlew fab. Mintera» (Тираж и отливка фаб. Минтера). Это «Варшавская фабрика металлических и лакированных изделий Кароля Минтера», существовавшая в середине XIX столетия. Визитной карточкой предприятия стало использование гальванизации. Вместе с социально-экономической ситуацией изменился и ассортимент фабрики. Художественные и бытовые изделия из металла заменили «национальные сувениры» из бронзы и цинка – миниатюры памятников, бюсты, медальоны, шкатулки, посвященные «национальным древностям».
  Эксперт считает, что к этой серии «патриотической продукции» и принадлежит медальон с изображением Стефана Батория, созданный, предположительно, в 1858-1860 гг. В польском каталоге «Художественное ремесло Минтеров 1828-1881 гг.» автором медальонов фабрики Минтера, указан Войцех Швецкий. Он выполнял гипсовые формы для отливки «сувениров». Предположительно, этим мастером, выпускником варшавской Школы изящных искусств, и был выполнен «слободской» медальон.
  Интересен факт, что аналоги этого раритета хранятся в Национальном музее в Варшаве и Музее-дворце короля Иоанна III в Виланове. В музее-заповеднике «Александровская слобода» этот ценный «гость из Польши» станет украшением тематических выставок.

Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».
10.10.2022 – 30.11.2022
Уникальный рукомойник «прописался» в Слободе!
  Музей-заповедник «Александровская слобода» приобрел и отреставрировал редкий предмет художественного литья XVI-XVII вв., изготовленный в северной Европе – подвесной рукомойник (сосуд для умывания). На сегодняшний день в музейных собраниях страны выявлены всего два аналога этого экземпляра (ГИМ и Музей Москвы).
«Слободской» рукомойник очень интересен по исполнению. С двух сторон – выливные носики-головы на изогнутых шеях, на ободке «сидят» мужские фигурки в высоких шапках, к человечкам крепится подвесное коромысло с навершиями также в виде мифических голов. На откидной крышке ручкой (хватком) служит миниатюрный петушок. Столь «художественный» рукомой могли позволить себе только в очень зажиточных домах.
Надо сказать, что в том виде, в котором предмет попал в музей, экспонировать его было невозможно. Помимо коррозии и патины некоторые детали были попросту отломаны. Благодаря реставратору высшей категории, давнему другу музея Виктору Юрьевичу Астафьеву раритет «вернулся к жизни» и «помолодел».
В России для мытья рук чаще служил медный кувшин (кумган), зато подвесной был удобнее. Его называли по-разному, но в нашей стране с XVI в. закрепилось название «рукомойник».
Приобретение «Александровской слободы» – литой сферический рукомойник с двумя носиками – особым спросом пользовался в Европе, именно поэтому для отечественных музеев он – большая редкость. Подтверждением популярности на Западе служат многочисленные изображения в средневековой живописи. Судя по сохранившимся в России единичным образцам «рукомойников скандинавского типа», в то время они не поставлялись из-за границы на продажу, а привозились по случаю.
В планах у музея приобрести тазу или лохань той эпохи, которые подставляли под рукомой. Но, поскольку подобные предметы встречаются редко, пока сотрудники заняты поиском предложений.
Пресс-служба музея-заповедника
 «Александровская слобода».
31.08.2022 – 31.10.2022
Год Петра. Актуальное приобретение
piter_bust.jpg
Собрание музея-заповедника «Александровская слобода» пополнилось новым предметом, который в самое ближайшее время станет постоянным экспонатом на одной из тематических экспозиций. Поступление актуальное: бюстовое изображение «Петр I. 350 лет» (таково его название) приобретено музеем как раз в отмечаемый ныне год первого российского императора. (Автор скульптуры – Юрий Павлович Хмелевской, наш земляк и, можно сказать, потомственный друг «Александровской слободы»).
Создавая свое произведение, автор в качестве аналогов использовал прижизненное изображение Петра I, портрет кисти К. Моора 1717 г., времени пребывания царя в Гааге. Известно, что работа эта очень понравилась Петру. Автор скульптуры прекрасно владеет пластической техникой. С ювелирной точностью выполнены все детали портрета: взгляд императора, волевой подбородок, прямая щеточка усов, сведенные брови - в облике явно просматриваются озабоченность и «ноша государя». Император одет в кафтан мундира Преображенского полка, который украшает Андреевская лента через плечо. Все просто, но этот аскетизм максимально оттеняет его великие деяния и роль в истории России. Сотрудники музея уверены, что появление нового предмета в экспозиции, посвященной пребыванию молодого царя в Александровской слободе, усилит визуализацию, образность и эмоциональное восприятие выставки.
По крайней мере, произведения Ю.П.Хмелевского всегда вызывают заинтересованность посетителей. И не случайно: автор - член Союза художников РФ с 1975г., «Заслуженный художник Российской Федерации», отмеченный за свое творчество множеством наград и премий. Его работы представлены во многих музеях, галереях и частных собраниях России.
Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».
10.08.2022 – 10.09.2022
На рельефе - Петр I, потешные полки и Слобода
барельеф Хмелевского_для сайта.jpg
  В фонды музея-заповедника «Александровская слобода» поступил интеерсный предмет - рельеф «Петр I на военных учениях в окрестностях Александровской слободы в 1689 г.». Он изготовлен скульптором, членом Союза художников РФ и Заслуженным художником России Ю.П.Хмелевским. У автора – 50-летний «послужной» список участника всевозможных выставок и вернисажей. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях, а монументальные произведения установлены в Москве, Кемерово, Красноярске, Липецке, Туле, Гомеле, других городах страны. В творчестве скульптор обращается к историческим личностям, он неоднократно исполнял в камне и бронзе образ Ивана Грозного, чья судьба связана с Александровской слободой.
    «Петр I на военных учениях в окрестностях Александровской слободы в 1689 г.» - это станковая скульптура, относящаяся к рельефам. Приобретена для действующей экспозиции «Александровская слобода XVII-XVIII вв. Дворцовая вотчина Романовых». В композиции автор изобразил тактические учения Первого Московского выборного полка близ Слободы (ее панорама на заднем плане). В стремлении максимально показать событие он намеренно приблизил территорию Немецких гор (место учений) к слободскому кремлю, чтобы сделать его видимым. Фигура Петра монументальна: уверенная поза, царственная посадка, устремленный вдаль взгляд отражают характер будущего императора. Проработка деталей одежды и лиц, использование блестящей и матовой поверхности передает нюансы ткани, архитектуры, растений, с ювелирной точностью выполнены и все детали рельефа.
  В заключительном резюме от гл. хранителя музея Е.В.Жилкиной и хранителя коллекции И.А.Коротковой отмечено: «Данная композиция представляет собой художественную и историко-культурную ценность и является необходимым экспонатом для экспозиции «Александровская слобода XVII-XVIII вв. Дворцовая вотчина Романовых…, отражающей историческую эпоху XVII-XVIII вв., она займет достойное место в коллекции музея и Музейном фонде РФ». В самое ближайшее время она появится в музейном зале.
21.07.2022 – 21.08.2022
В известной коллекции – новички!
01_3_для сайта.jpg
  Коллекция музея-заповедника «Александровская слобода» вот-вот пополнится ценными предметами. Заканчивается процесс передачи в фонды папок для важных документов, некогда принадлежавших Асафу Ивановичу Баранову, местному текстильному магнату, устроителю и меценату, известному российскому промышленнику на рубеже XIX-XX вв.
  Сотрудники музея обнаружили вещи совершенно случайно: их выставил на продажу хозяин, не подозревавший о ценности этих больших кожаных папок с шикарными серебряными накладками. Владельцем оказался В.Д.Бадюков – географ, преподаватель МГУ и, как выяснилось, прямой потомок нашего знаменитого текстильщика (по женской линии он – внук родной внучки Асафа Баранова). Кстати, о своем известном роде Всеволод Данилович тоже ничего не знал, поскольку его бабушка об этом умалчивала. В бурное революционное и последующее время, выйдя замуж за преуспевающего большевика, она, видимо в целях безопасности, хранила в тайне историю родни. Для этой ветви Барановых главным делом жизни оказалась география, ставшая династической профессией до сегодняшнего дня.
17.02.2022 – 18.03.2022
Нательный крест середины XVII в.
03_Крест.jpg
   Часто музей дарит подарки, но как же приятно их получать! На днях наш земляк Андрей Сергеевич Процик передал в фондовую коллекцию семейную реликвию – нательный крест сер. XVII в. (Россия).
   Нагрудные кресты того времени отличаются сложностью и декоративностью, меняясь от лаконичных к вычурному барокко, немалое значение имели форма и элементы декора. В наше время заполучить в коллекцию такой образец – большая удача! У «музейного новичка» – шлемовидная форма, которая тогда только появилась. В центре – Голгофский крест с орудиями страстей и головой Адама, обрамленные в дуги-круг. Такое изображение символизирует евангельскую фразу о Христе: «Я свет всему миру...», а выпуклые шарики на дугах – четыре Евангелия. На обороте – текст молитвы. Как правило, на нем размещались тексты просительных молитв. В квадратных медальонах до сих пор видны остатки зеленой эмали («растительный» цвет – символ Вечной Жизни, дарованной Спасителем). Сам крест – медный, литой.
   Экспертное заключение подтверждает, что дар имеет «историко-культурное и научное значение» и после реставрации займет место в экспозиции. Андрей Сергеевич, огромное Вам спасибо!
19.02.2021
Коллекцию металла музея пополнил статусный предмет – блюдо
k-15698_2.jpg
  Коллекцию металла музея-заповедника пополнил статусный предмет – блюдо, являющееся настоящим произведением декоративно-прикладного искусства. Приобретение это не случайное: оно соответствует основному направлению комплектования фондов раритетами царской тематики.
   Неглубокое, но достаточно большое блюдо (307х250х15 мм) имеет сглаженную округло-ромбовидную форму с волнистым краем. Наличие двух клейм дает основание утверждать его датировку (мнение основано на анализе декора блюда) - конец XVII в. и место - г.Нюрнберг, Германия. Именно там жили непревзойденные мастера-серебряники. Дело в том, что Германия обладала собственными богатейшими запасами серебра, и этот факт был ключевым столь широкого развития ювелирного искусства по всей стране. Приобретенное музеем блюдо сделано также из серебра с применением ртутного золочения. По заключению экспертов, оно было обработано давлением, а при выполнении великолепных растительных орнаментов и рядов «жемчужника» использовалась чеканка и гравировка. Для изготовления блюда брали серебро по весу, расплющивали его и растягивали в больший по размеру лист. А затем златокузнецы в тонком слое металла искусно чеканили орнаментальные и сюжетные композиции, меняя высоту рельефа и используя колористические эффекты от контраста цвета позолоченного и белого серебра.
   Приобретенное блюдо могло использоваться в качестве украшения помещений для торжественных приемов, трапез, а также для парадного оформления стола. До конца XVII века такая драгоценная посуда была преимущественно иностранной работы.
Кубок "Голубь"
28.12.2020 – 30.12.2020
Кубок "Голубь"
     Под занавес года музейщики сделали себе и посетителям «царский подарок». Фондовое собрание пополнилось еще одним раритетом: кубком в виде птички-голубя. Выполнил его в 1570-е гг. мастер из немецкого Нюрнберга. Полая внутри «птичка» представляет собой сосуд в виде разъемной фигуры голубя. Его голова с клювом и глазками-гранатами – это крышка кубка. Тулово, со сложенными крыльями, загнутым хвостом и двумя лапками - основная емкость сосуда. Сделан он из серебра с применением техники огневого золочения, выколотки и др. Поверхность головы, хвоста и тулова покрыта чеканкой, передающей оперение.
    До конца XVII века Нюрнберг был ведущим центром серебряного дела, Местные златокузнецы считались непревзойденными мастерами по изготовлению кубков, превратив ремесло в настоящее искусство. Их серебряные и позолоченные сосуды были желанными и ценными подарками среди высшей знати. Немало их хранилось в царских сокровищницах, причем аналогичных «птичьих» форм. О них рассказывал елассонский епископ Арсений (в записках «Описание путешествия в Московию»). Описывая в 1589 году поставец с драгоценной посудой в царском дворце, он указывает на ее формы - павлинов, аистов, журавлей, уток, гусей, страусов, голубей, куропаток и петухов.
     Привозили кубки-дары иностранцы и в Александровскую слободу. На гравюре из книги Я. Ульфельдта, посетившего ее в 1578 году, изображен пир в Слободе. В центре трапезной палаты - поставцы с золотой и серебряной посудой, в музее есть подобные раритеты, и они украшают экспозиции, вызывая особый интерес. Приобретенный кубок-голубь дополнит ряд бесценных экспонатов (как, например, кубок «Сова») и еще больше усилит уникальность «музея Ивана Грозного».
Протазан
31.08.2020
Протазан
   Коллекция оружия музея-заповедника «Александровская слобода» пополнилась редким экземпляром протазана. Это подлинный образец холодного оружия конца XV-начала XVI вв. Предполагается, что данный тип протазана, в основе которого насаженное на древко широкое треугольное копье-наконечник, состоял на вооружении пехотинцев во время одной из общеевропейских войн, известных под названием Итальянских (1495-1559). Изображение подобных протазанов хорошо известны по итальянским картинам XV-XVI вв.
В ноябре в музейное собрание поступил редкий памятник военного снаряжения – натруска
10.12.2019 – 10.01.2020
В ноябре в музейное собрание поступил редкий памятник военного снаряжения – натруска
   В ноябре в музейное собрание поступил редкий памятник военного снаряжения – натруска, изготовленная в XVII в. в Западной Европе, вероятно, в Германии. Натруска выполнена из медного сплава с использованием огневого золочения. Лицевая сторона украшена чеканным сюжетом «Кони Диомеда» (восьмой подвиг Геракла), задняя сторона и ободок - орнаментом в турецко-арабском стиле.
30.10.2019 – 30.11.2019
Редчайший памятник драгоценной посуды – ковш «питий»
pitij.jpg
В октябре в музейное собрание поступил редчайший памятник драгоценной посуды – ковш «питий» кон. XIV- перв. пол. XV вв. По мнению специалистов, изучавших его, на сегодняшний день известно всего несколько аналогов, хранящихся в собраниях Государственного Эрмитажа, Музеях Московского Кремля, Псковского музея-заповедника и частной коллекции в Лондоне.
22.05.2019
Сундук XV-XVI вв., изготовленный в Восточной Европе
syndyk.jpg
    Сундук, поступивший в музейное собрание, изготовлен в Восточной Европе в XV-XVI вв. По своему функциональному назначению сундуки были основной формой средневековой мебели для хранения. В России, в эпоху правления Ивана Грозного, подобные сундуки могли появиться в связи с приездом послов, купцов и других гостей.
   Подобные сундуки хранятся в западноевропейских музеях (Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Музей прикладного искусства в Кельне и др.), и признаны раритетами. На отечественном антикварном рынке их появление скорее уникально.
Сундук поступил в музейное собрание из ООО «Русская усадьба» (г. Москва).
22.05.2019
Гравюра «Елизавета Английская» (Франция, 1570-е гг.)
gravura-elizaveta.jpg
На гравюре – прижизненный портрет Елизаветы Английской, дочери короля Генриха VIII Тюдора от брака с Анной Болейн. Взаимоотношения елизаветинской Англии с Русским Царством достаточно полно характеризуются двумя аспектами: деятельностью Московской компании и личной перепиской Елизаветы с Иваном IV.
22.05.2019
Гравюра «Царь Иван IV» из издания «Государства, империи и княжества мира» (Голландия, г. Амстердам. 1621 г.)
gravura-ivan-groznij.jpg
Гравюра с изображением царя Ивана Грозного представляет собой лист из иллюстрированного издания на голландском языке. На обороте листа – описание России. Интересно, что надпись на латинском языке по овалу портрета гласит: «Василий великий – князь Московии Русский император и прочее», т.е. названо имя отца Ивана IV - Василия III.
10.01.2019 – 19.01.2019
Редчайший памятник книгопечатания - Часовник (1577-1640 гг.)
1.jpg
В конце 2018 года собрание музея пополнил редчайший памятник книгопечатания – Часовник.
В книгу вплетены два издания:
- фрагмент Часовника (1577-1580 гг.), напечатанного в Александровской слободе.
- Часовник (кон. 1630 - 1-ая пол. 1640 гг.), напечатанный на Московском печатном дворе.
Наибольший интерес для музея представляет первый, более ранний Часовник, отпечатанный здесь мастером Андроником Тимофеевым Невежей по указанию Ивана Грозного.
23.08.2018 – 23.09.2018
Ствол ручной пищали второй трети XVI в.
В августе 2018 г. музейное собрание пополнилось редчайшим памятником раннего этапа развития русского ручного огнестрельного оружия – стволом ручной пищали второй трети XVI века. Ствол служил основной деталью русской ручной пищали (ружья) с деревянной ложей и фитильным замком.
02.04.2018 – 02.05.2018
Поступления в начале 2018 года: щит, наруч и наконечник пики.
Щит и наруч изготовлены в Персии в конце XVI – XVII вв. (Правление династии Сефевидов, когда Персия и Россия установили дипломатические и торговые отношения.) В это время Россия не могла своими силами полностью обеспечить себя оружием и защитным снаряжением, поэтому продолжался активный импорт из соседних стран: немецких государств, Польши, Персии, Турции и Кавказа.
12.12.2017 – 10.01.2018
Декоративное блюдо, изготовленное в Германии в XVI-XVII вв.
bludo2.jpg
В декабре этого года музейное собрание пополнилось еще одним редким музейным предметом - декоративным блюдом, изготовленным в Германии в XVI-XVII вв. Блюдо неглубокое, с декоративным рельефом. Борт широкий гладкий с графическим орнаментом. По центру дна – гладкая мишень, вокруг «вихревая» розетка и надпись готическим шрифтом, которую еще только предстоит прочитать с помощью специалистов.
27.11.2017 – 27.12.2017
Парные свечные подсвечники XVI века
podsvechnik.jpg

 В ноябре этого года музейное собрание пополнилось редкими парными свечными подсвечниками XVI века, изготовленными, по мнению специалистов, вероятнее всего в Италии – «колыбели» эпохи Возрождения.
03.07.2017 – 26.07.2017
Книга старопечатная "Псалтирь" 1577 г.

Весной 2017 года в музее-заповеднике «Александровская слобода» произошло поистине эпохальное событие, равного которому не случалось за всю его 100-летнюю историю.
Железный шлем мисюрка
03.11.2016
Железный шлем мисюрка
Железный шлем-мисюрка был выполнен в Османской империи во второй половине XVII в. Это неглубокая чаша с отверстиями для крепления колец бармицы – кольчужной сетки, закрывающей шею и глаза воина.
Стальной шлем бирнхельм (кабассе)
03.11.2016 – 03.12.2016
Стальной шлем бирнхельм (кабассе)
 Стальной шлем бирнхельм (кабассе) был изготовлен в Западной Европе в кон. XVI – нач. XVII вв. и являлся частью европейского воинского пехотного вооружения стрелков и пикинеров. Такие шлемы были популярны в Испании, Италии и Франции, позже появились в Германии, а затем в Англии. В каждой стране шлем имел свое официальное название и множество жаргонных: «собачья морда», «железный чепец», «стрелковый колпак».
Дар Ларисы Толмачевой
03.06.2016 – 03.06.2016
Дар Ларисы Толмачевой
Л.И. Толмачева, спасенная жительница блокадного Ленинграда, подарила музею комплекс фотографий и документальных материалов – реликвии своей семьи.

Дар от партнеров музея А.А. Мелитонян и Кэри Линн Рэди
02.06.2016 – 02.06.2016
Дар от партнеров музея А.А. Мелитонян и Кэри Линн Рэди
Деловые и творческие партнеры музея А.А. Мелитонян (председатель «Союза филокартистов России») и его супруга Кэри Линн Рэди передали в дар книгу Генриха Штадена «О Москве Ивана Грозного. Записки немца опричника» (изд."М. и С. Сабашниковы", 1925 г.) и подборку открыток с изображениями царских особ.
Светцы в коллекцию музея-заповедника
01.06.2016 – 01.06.2016
Светцы в коллекцию музея-заповедника
Собрание музея пополнилось большой коллекцией кованых светцов, что очень символично, ведь Александров издавна прослыл городом кузнечных мастеров. Да и на гербе наковальня и тиски появились по указу Екатерины Великой «в знак множества в сем городе кузнецов».
01.05.2016 – 31.05.2016
Портативная подвесная чернильница XVIII в.
Коллекция «Металл» пополнилась редким памятником русского художественного ремесла XVIII в. Портативная подвесная чернильница стала еще одним даром музею известного московского коллекционера Д.В. Журавлева, гендиректора антикварного салона «Русская усадьба».
01.05.2016
Икона «Явление Богородицы преподобному Сергию Радонежскому»
Музей стал обладателем великолепного раритета, который будут прекрасным дополнением «слободских» экспозиций. Это икона «Явление Богородицы преподобному Сергию Радонежскому» кон. XVII – XVIII вв...
08.04.2016 – 08.04.2016
Медный сосуд для воды, изготовленный в Исфахане в XVII в.
Мы уже писали о приобретении музеем ендовы, изготовленной в России. А в марте фондовая коллекция пополнилась медным сосудом для воды подобного типа, изготовленном в иранской столице – Исфахане в XVII в (династия Сефевидов).
11.03.2016 – 12.03.2016
Сундук-кассоне нач. XVII в.
Экспозицию «Сенник постельный» украсили вновь приобретенные экспонаты. Теперь здесь представлены 3 вида сундуков. Как известно, традиционная средневековая мебель – это лавки, столы, сундуки. Последние служили для самых разных целей – от постели до сейфа. В двух сундуках из «Сенника» («теремок» и «подголовник») могли хранить драгоценности, деньги, тайные бумаги, письма.
02.03.2016 – 02.03.2016
Медная ендова XVIII в., изготовленная в Вологодской губернии
Коллекция «Металл» пополнилась медной ендовой XVIII в., изготовленной в Вологодской губернии. Эту реликвию музей получил в дар от Дмитрия Владимировича Журавлева, гендиректора ООО «Русская усадьба» (организация, не раз помогавшая нам в комплектовании музейного собрания).
03.02.2016 – 09.03.2016
Кувшин XVI в. с клеймом известного английского мастера Кристофера Эстона
  Новое приобретение музея появилось на главной экспозиции «Государев двор в Александровской слободе». Это кувшин XVI в. с клеймом известного английского мастера Кристофера Эстона.




Коллекции музея пополнились работами известных художников исторического жанра. Четыре картины члена Союза художников России О. Н. Вишнякова заняли достойное место в коллекции живописных работ музея. Историческая тематика полотен «Царь Иван Грозный», «Покаяние», «Ветер с моря», «Смутное время», занимающая особое место в творчестве художника, сюжетно связана с яркими страницами истории Александровской слободы как резиденции великих московских князей и первого русского государя. Сегодня посетители смогут увидеть яркие, мощные полотна в средневековой белокаменной палате на экспозиции «Образ Ивана Грозного в произведениях живописи».

        
      «Царь Иван Грозный»     «Покаяние»         «Ветер с моря»      
«Смутное время» 
  
   У художника-живописца С. Н. Ефошкина, члена Союза художников России и Международной ассоциации Изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, заказано и закуплено 2 картины «Государев человек. Опричник. ХVI век» и «Государев человек. Сокольничий. XVII век». Картины изображают ближнее окружение русских государей, воспроизводят яркие страницы истории, связанные с опричниной, введенной Иваном Грозным в Александровской слободе, и любимой царской потехой – соколиной охотой.

     
«Государев человек. Опричник. ХVI век»
  «Государев человек. Сокольничий. XVII век»

     Украшением музейного собрания стала приобретенная музеем у заслуженного художника России скульптора Ю.П. Хмелевского эксклюзивная композиция «Иван Грозный в Александровской слободе».

«Иван Грозный в Александровской слободе»
     Археологические раскопки – один из основных способов комплектования музейных фондов по истории средневековья. Все археологические исследования дают совершенно уникальные сведения об особенностях устройства архитектурных памятников Александровской слободы.
      Самыми значимыми археологическими находками последних лет стали шахматная фигура и торговая пломба нач. XVI в., парфюмерные принадлежности XVII в.: копоушка и помадная баночка.
 
Шахматная фигура        Торговая пломба нач. XVI в.

  

     Среди новых поступлений этнографических коллекций выделяется необычайно красочная

коллекция народного костюма XIX века. Каждый из них отражает все многообразие русского женского народного костюма и несет в себе черты той местности, где он был выполнен. При пошиве этих костюмов из Нижегородской, Тамбовской, Рязанской, Вологодской губерний были использованы местные ситцы мануфактуры купцов Барановых (село Карабаново), что подтверждает широкую известность «барановских» ситцев в разных уголках России.

    Интересным приобретением оказалась детская коляска, сплетенная из лозы 100 лет назад. Такие плетеные коляски считались предметом роскоши, были большой редкостью, их могли себе позволить только богатые семьи. По семейной легенде, данная коляска была выполнена на заказ местным мастером. В XIX веке в Александровском уезде плетение, как народный промысел было достаточно распространено. 
    В последнее время музейное собрание пополнилось колоритными предметами

декоративно-прикладного искусства, отражающими быт горожан XIX-н.XX вв. Часть из них приобретена у частных коллекционеров и в антикварных салонах: каминные бронзовые часы французской работы; перламутровый театральный бинокль; подарочный набор по случаю Первого Причастия, выполненный из дорогих материалов в сложной технике; оловянная бульотка для чаепития и мн.др.


    Роскошный комплект для крюшона из матового стекла Гусевского завода Мальцовых Владимирской губернии пополнил коллекцию стекла. Подобные изделия Гусевского завода пользовались огромным спросом у состоятельных горожан.

   Особый интерес вызывают художественный фарфор, фамильное

серебро и ювелирные украшения известных купцов Зубовых, поступивших от прямого потомка этого рода нашего земляка А.В.Ильина. 
scroll
Покупайте онлайн